За пять лет розничный товарооборот на Гродненщине вырос в 1,5 раза
В среднем на одного жителя области за первое полугодие 2016 года продано товаров более чем на 17 миллионов рублей. Этот показатель на протяжении ряда лет – один из самых высоких среди областей Беларуси. Накануне Дня работников торговли мы попросили начальника управления торговли и услуг облисполкома Виталия Бича рассказать, как достигаются высокие результаты и какие новинки появятся в сфере торговли и услуг в ближайшее время и в перспективе.
– Виталий Валентинович, то, что торговля в регионе не стоит на месте, очевидно каждому жителю Гродненщины. Ведь все мы – покупатели и оцениваем перемены, если можно так сказать, со своей стороны прилавка. Хочется спросить у Вас как у руководителя отрасли и профессионала: как и за счет чего достигаются результаты, видимые клиентам?
– Стратегия развития предприятий торговли и общественного питания области направлена на использование современных технологий, эффективное управление ассортиментом, закупками, запасами товаров. Это и есть главные двигатели прогресса в торговле и услугах.
Сегодня у нас создана сеть продовольственных и промтоварных магазинов, оборудованных с учетом мировых тенденций. Торговые объекты нового формата постепенно вытесняют с рынка менее рентабельные, предлагая более технологичные формы торговли, новые технологии и IT-решения. Они компьютеризированы, налажен электронный обмен данными между магазинами и поставщиками.
Всего в области 10,2 тысячи объектов розничной торговли с торговой площадью 601,6 тысячи квадратных метров, в том числе 5,1 тысячи магазинов, 53 торговых центра, в которых размещено свыше тысячи торговых объектов, 50 рынков более чем на 12 тысяч торговых мест. Услуги общественного питания предоставляют 1274 объекта на 83,7 тысячи мест. В области 36 крупных торговых объектов с торговой площадью более 1000 квадратных метров каждый.
За последние пять лет открыт 1081 торговый объект с торговой площадью более 172 тысяч квадратных метров и 261 объект общественного питания на 11,2 тысячи мест.
– Какие из этих объектов самые крупные и современные?
– В сентябре 2015 года в Гродно по улице Дубко, 17 открылся современнейший административно-торговый комплекс «OldCity» общей площадью 18,6 тысячи квадратных метров. Здесь работают 84 торговых объекта, включая продовольственный cупермаркет, а также 5 объектов общественного питания. Объем инвестиций составил 160 миллиардов белорусских рублей.
В первом полугодии 2016 года в области количество торговых объектов увеличилось на 361, открыто 14 объектов общественного питания. В Гродно это магазины «Рублевский», «Керамин», ресторан быстрого обслуживания «Большой буфет», в Лиде – магазины «Мегатоп», «Мебель-сити», «Мебель-Пинскдрев», в Гродненском и Кореличском районах – магазины «Евроопт», в Островце – «Вернисаж».
Обеспеченность торговыми площадями в области составляет 587 квадратных метров на 1 тысячу жителей, с 2011 года увеличилась на 198 квадратных метров. До конца текущего года запланировано открыть еще 45 объектов торговли и 10 объектов общественного питания.
– Какой самый крупный объект откроется в области в ближайшей перспективе?
– В 2017–2018 годах в Гродно ООО «Тринити Инвест» реализует крупный инвестиционный проект по строительству торгово-развлекательного комплекса в районе проспектов Я.Купалы и Клецкова общей площадью 85 тысяч квадратных метров. В нем разместятся 4 гипермаркета продовольственных, строительных, спортивных товаров, бытовой техники и электроники, зона бутиков, салон красоты, химчистка, отделение банка и аптека, комната матери и ребенка. Начнет работать крупнейшая в областном центре зона общественного питания на 1700 мест. Кроме того, откроются ледовый каток, кинотеатр, детский игровой центр, фитнес-клуб. Повысят привлекательность комплекса паркинг на 2125 машино-мест, современный бизнес-центр.
– Виталий Валентинович, все более уверенно в последние годы места на витринах и полках занимают отечественные товары достойного качества. Эта торговая политика будет продолжена?
– Внутренний потребительский рынок области ориентирован на обеспечение спроса всех категорий покупателей на качественные товары широкого ассортимента, приоритетом является продажа товаров отечественного производства.
За первое полугодие 2016 года удельный вес продажи белорусских товаров в розничном товарообороте организаций торговли составил 72,1 % , по продовольственным товарам – 83,4 %, по непродовольственным – 54,6 %. Хочу отметить, что эти цифры выше среднереспубликанских.
Для увеличения товарооборота и позиционирования отечественных товаров проводим выставки-продажи, ярмарки, акции, распродажи со снижением цен, стоковые распродажи. Стали традиционными дни скидок.
Развиваются современные формы продажи товаров. В последние несколько лет стремительно развивается интернет-торговля. С начала 2012 года количество интернет-магазинов в области выросло почти в 5 раз и на начало нынешнего года составило 496.
Расширяется сфера применения безналичных расчетов с использованием электронных платежных инструментов и средств платежа. В начале года в торговых объектах и объектах сервиса насчитывалось 11 694 платежных терминала. За пять лет их число выросло более чем на 9 тысяч. Розничный товарооборот, полученный в результате расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, за 2015 год составил по области 20,3% и вырос с 2011 года на 12,5 %.
– Виталий Валентинович, думаю, Вы согласитесь, что торговля и услуги – сферы, в которых особенно значим человеческий фактор. При самых современных технологиях для клиента важно и впечатление от общения с персоналом. Именно оно во многом влияет на выбор магазина, кафе, ресторана. Каково ваше мнение на этот счет?
– Сегодня в сфере торговли и общественного питания занято более 40 тысяч человек. Кроме того, торговую деятельность осуществляют около 12 тысяч предпринимателей.
Многие из работников награждены отраслевыми и государственными наградами, коллективы организаций торговли и общественного питания становились победителями республиканских конкурсов, проводимых Министерством торговли Республики Беларусь. Нагрудный знак Министерства торговли «Выдатнiк гандлю» присвоен генеральному директору Гродненского торгового областного унитарного предприятия «Бакалея» Александру Бубенчику, заместителю директора открытого акционерного общества «Аэлита Люкс» Татьяне Тараневской.
Победителями республиканских смотров-конкурсов стали кафе «Витрувий» ОАО «Гродненский научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза», ГГКУП «Комбинат школьного питания Ленинского района».
Хочу поблагодарить всех за труд и поздравить с профессиональным праздником – Днем работников торговли. Уверен, что специалисты организаций торговли и общественного питания будут и в дальнейшем трудиться с такой же ответственностью и эффективностью.