Тема недели: О предупреждении социального иждивенчества
Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан 2 апреля 2015 года с целью стимулирования трудоспособных граждан к труду и предупреждения социального иждивенчества. Он устанавливает обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в нем менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин. К настоящему времени извещения на уплату такого сбора за 2015 год получили десятки тысяч белорусов. При наличии права на освобождение от уплаты сбора граждане, в том числе и те, кто получил извещение, могут представить в налоговые органы подтверждающие документы. На практике во многих случаях налоговым органам приходится разбираться индивидуально. Накануне совершенствование мер в этой сфере обсуждалось на совещании у главы государства Александра Лукашенко. 7 декабря на сайте БЕЛТА состоялась онлайн-конференция на тему «Практика применения норм декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества».
Декрет о предупреждении социального иждивенчества сохранят, но устранят выявленные недостатки
Об этом шла речь на совещании у главы государства Александра Лукашенко.
Президент отметил, что в народе соответствующий документ назвали декретом против тунеядцев. «Наверное, в этом что-то есть. Не будем спорить с народом, — сказал он. — Декрет был направлен на ликвидацию сложнейшей проблемы — социального иждивенчества. Решение этой проблемы виделось в стимулировании трудоспособных граждан, которые могут и должны работать, к легальной трудовой деятельности и обеспечению исполнения конституционной обязанности по участию в финансировании госрасходов».
Александр Лукашенко напомнил о поручении тщательно мониторить применение декрета на практике и процессы в этой сфере. «Были предложения чуть ли не отказаться от этого декрета: много критики, тяжело администрировать и многие другие вопросы», — констатировал Президент.
Соответствующая тематика неоднократно обсуждалась во время докладов главе государства Марианны Щеткиной, которая ранее занимала пост министра труда и социальной защиты Беларуси. «Тогда я сказал, что какие бы ни были разговоры, для того, чтобы принимать дополнительное решение, надо пожить, поработать. Прошло более года. Мы сейчас уже более-менее видим, что дал этот декрет, какие положительные стороны этого документа. Недостатки есть? Ну что же, давайте поправлять», — заявил глава государства.
Президент подчеркнул, что в этом вопросе его больше всего беспокоит даже не то, что граждане, подпадающие под нормы декрета, получают определенное бесплатное обслуживание или льготы.
«Меня больше всего волнует реакция людей на бездельников. Человек, который может работать, не инвалид, не ограниченный в каких-то способностях и возможностях, он должен работать, зарабатывать на себя и свою семью и приносить пользу стране, уплачивая налоги», — сказал Александр Лукашенко.
Он предложил разобраться, какие проблемы возникли в ходе реализации декрета, насколько надежно поставлен заслон социальному иждивенчеству, воздействует ли разработанный механизм на тех людей, которые не хотят работать или работают нелегально. Президент также поинтересовался, какова реальная практика применения декрета на местах, насколько качественно и достоверно составляются списки плательщиков этого сбора. «Мне докладывают, что нередко извещения на уплату сбора поступают от налоговых инспекций гражданам, которые не обязаны платить этот сбор и не должны были включаться государственными органами в списки плательщиков: студентам, женщинам, находящиеся в декретных отпусках, даже солдатам срочной службы», — заметил глава государства.
«В этой ситуации всегда будут какие-то недочеты. Главное, чтобы мы видели эти недостатки и вовремя их устраняли», — подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко также потребовал доложить о результатах выполнения правительством поручения о создании достаточного количества рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и результатах мониторинга уровня безработицы по всем регионам республики.
Как доложила вице-премьер Наталья Кочанова, правительством во взаимодействии с Администрацией Президента проведен мониторинг реализации декрета.
Главный вывод — декрет является актуальным, объективным и необходимым, оказывает положительное воздействие на сферу труда и занятости, вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятого населения.
Изменения в декрет о предупреждении социального иждивенчества планируется внести до конца года — Кочанова
Об этом по итогам совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко сообщила журналистам вице-премьер Наталья Кочанова.
«Приняты некоторые новации, которые будут внесены как поправки в этот декрет. Прежде всего, это вопросы, которые касаются трудных жизненных ситуаций и предоставления права местным органам власти принимать решение об освобождении от сбора граждан, у которых сложились непредвиденные жизненные ситуации», — сказала вице-премьер.
Планируется, что соответствующим правом будут наделены местные советы депутатов и исполнительные органы. Процесс принятия решений в данной сфере отдадут на контроль руководителям регионов.
Наталья Кочанова также сообщила о расширении категорий граждан, которые будут освобождаться от уплаты сбора. Это, например, те, кто проходит альтернативную службу, спортсмены, состоящие в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по тому или иному виду спорта, и не получающие какого-то дохода.
Кроме того, поддержано предложение в качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитывать также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения установленных законодательством налоговых вычетов, как, например, в случае оказания государственной социальной поддержки при строительстве жилья или получении образования.
Еще одно изменение коснется переноса сроков выдачи извещений и уплаты сбора за 2015 год на 20 января и 20 февраля 2017 года соответственно. Это сделано в том числе с учетом необходимости совершенствования сформированной информационной базы данных плательщиков сбора.
«Декрет работает. Уверена, что это решение было правильно принято, — заявила вице-премьер. — Люди начали думать, что надо не просто работать, а принимать участие в тех расходах, которые несет сегодня государство. Это и образование, и здравоохранение, и правоохранительные органы».
Наталья Кочанова также отметила, что белорусским опытом применения декрета уже заинтересовались в других странах и активно обсуждают возможность принятия аналогичных мер.
На совещании вице-премьер привела данные, в соответствии с которыми после принятия декрета отмечен рост числа обращений за содействием в трудоустройстве и количества зарегистрированных безработных. При этом на 1 ноября 2016 года число вакансий на 1,3 тыс. превысило количество безработных в Беларуси.
В настоящее время налоговыми органами проводится работа по организации уплаты сбора за 2015 год. Гражданам уже направлено 73 тыс. извещений, уплатили сбор 9,5 тыс. человек на сумму Br2,8 млн.
Более Br3 млн собрано в Беларуси за неучастие в финансировании госрасходов
Об этом сообщила во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА заместитель начальника управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества главного управления налогообложения физических лиц МНС Марина Поболь.
«На данный момент извещения по уплате сбора на финансирование государственных расходов направлены 73 тыс. гражданам. От плательщиков сбора поступило более Br3 млн, в том числе Br1 млн — от лиц, самостоятельно уведомивших налоговые органы о своем неучастии в финансировании государственных расходов», — пояснила специалист.
При этом Марина Поболь сообщила, что уже около 15 тыс. граждан доказали свое право на освобождение от уплаты сбора. «Те граждане, которые получили извещение о необходимости уплаты сбора на финансирование госрасходов, имеют право предоставить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у них обязанности по уплате сбора. Данные пояснения можно представить как лично в налоговый орган, так и направить по почте либо в электронном виде через электронный сервис «Электронное обращение» на сайте МНС», — отметила она.
Специалист уточнила, что граждане, которые хотят доказать свое право на освобождение от уплаты сбора, должны обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации. «И налоговый орган после рассмотрения документов примет решение: либо гражданин не является плательщиком сбора, либо он является плательщиком, но сумма может быть уменьшена. При этом хочу еще раз подчеркнуть, что гражданин, получивший извещение, не обязательно должен сразу идти и уплачивать сбор — у него есть право доказать, что он не является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов», — резюмировала Марина Поболь.
После ввода декрета о социальном иждивенчестве выросло число работающих по заявительному принципу — МНС
«В связи с принятием декрета №3 в 2015 году заметно возросло количество граждан, осуществляющих ремесленническую деятельность и деятельность по заявительному принципу, не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это, к примеру, репетиторы, домашние работники. Можно констатировать, что после принятия декрета граждане начали активнее решать вопросы со своим трудоустройством», — подчеркнула Марина Поболь.
Специалист отметила, что от плательщиков сбора на финансирование госрасходов уже поступило более Br3 млн, в том числе Br1 млн — от лиц, самостоятельно уведомивших налоговые органы о своем неучастии в финансировании государственных расходов. На данный момент извещения по уплате сбора направлены 73 тыс. граждан. Около 15 тыс. граждан доказали свое право на освобождение от уплаты сбора.
Не уплатившие сбор на финансирование госрасходов белорусы пока не будут привлекаться к ответственности
«В связи с планируемым внесением изменений в декрет №3 физические лица, у которых срок уплаты наступил 15 ноября, временно не будут привлекаться к административной ответственности до установления конкретных сроков уплаты», — отметила она.
Специалист напомнила, что первые извещения были направлены гражданам в октябре. «Срок уплаты по ним был до 15 ноября. У тех граждан, которым извещения направлялись после 15 ноября, срок уплаты — 30 дней с момента получения извещения. При этом извещение считается врученным гражданину через 10 дней после его направления», — пояснила она.
Марина Поболь сообщила, что до конца 2016 года планируется внесение изменений в декрет №3. В частности, должен быть расширен перечень категорий граждан, которые будут иметь право на освобождение от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. «Это будут граждане, проходящие альтернативную службу, спортсмены, состоящие в списочном составе национальной сборной команды Беларуси по тому или иному виду спорта. Кроме того, местным Советам депутатов будет дано право на предоставление льготы той категории граждан, которая находится в трудной жизненной ситуации», — рассказала она и подчеркнула, что под такой ситуацией будут пониматься объективные обстоятельства, не зависящие от гражданина. «Таким образом, помимо предусмотренных в настоящее время льгот, исходя из имущественного положения граждан, появится возможность предоставлять льготы в связи с трудной жизненной ситуации. Например, человек в начале года работал и имел постоянный стабильный доход, потом он потерял работу из-за того, что ухаживал за больной матерью. В таком случае он может обратиться в местный орган власти и получить освобождение от уплаты сбора», — отметила она.
Отвечая на вопрос, будет ли возвращаться сумма сбора тем гражданам, которые пока являются его плательщиками, но после внесения изменений в декрет получат право на льготы, Марина Поболь объяснила, что это зависит от того, с какого периода вступят в силу данные изменения. «Если изменения затронут налоговый период 2015 года, то, соответственно, у граждан появится право на льготу и им произведут перерасчет и возврат суммы сбора. Если эти изменения затронут 2016 год и последующие периоды, то перерасчета и возврата средств не будет», — сообщила она. При этом специалист обратила внимание, что если сумма сбора все-таки будет возвращаться, возврат будет производиться на основании заявления физического лица. Средства могут быть возвращены как в наличном, так и в безналичном виде.
За неуплату или неполную уплату суммы сбора на финансирование государственных расходов предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин (базовая величина сейчас составляет Br21) или административный арест. Взыскание сбора в этом случае будет проводиться в принудительном порядке.
МНС планирует до конца года завершить уточнение базы данных плательщиков сбора на финансирование госрасходов
«МНС планирует до конца года завершить работу по уточнению сведений в отношении граждан, включенных в базу данных плательщиков сбора на финансирование госрасходов, чтобы исключить тех граждан, которые ошибочно были включены в эту базу данных, а оставшимся направить извещения. Кроме того, будет проведена работа по уточнению сведений для реализации анонсированных 6 декабря изменений в декрет», — пояснила специалист.
Марина Поболь напомнила, что для реализации декрета №3 был разработан порядок взаимодействия государственных органов и организаций, чтобы сформировать базу данных плательщиков сбора на финансирование государственных расходов. База формировалась на основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах госорганизаций. «Поскольку она формировалась впервые, государственные органы и организации в некоторых случаях предоставили некачественные либо неполные сведения. В связи с этим извещения могут быть направлены гражданам, которые не являются плательщиками сбора. В настоящее время министерством совместно с подведомственными инспекциями проводится работа по уточнению данных и завершению проверки в отношении лиц, которые ошибочно попали в базу», — отметила она.
По словам специалиста, большой процент таких ошибочных попаданий в базу данных занимают люди, которые работают, учатся или проживают за пределами Беларуси. «Им самим стоит позаботиться о предоставлении сведений, подтверждающих, что они фактически находились на территории Беларусь менее 183 дней в календарном году. Ведь налоговые органы не располагают информацией о фактическом времени нахождения человека за рубежом», — подчеркнула Марина Поболь.
Подтверждение времени фактического нахождения физического лица на территории Беларуси производится на основании данных о въезде или выезде в или из республики. Учитывая отсутствие пограничного контроля между Беларусью и Россией, в налоговый орган можно представить любые другие документы, являющиеся основанием для определения места фактического нахождения гражданина в течение календарного года. Это копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) в течение календарного года; копии иных документов, подтверждающих выезд из Беларуси и время пребывания на территории иностранного государства.
«Если таких документов нет, то гражданин может предоставить подробное пояснение, свидетельствующее о том, что он действительно находится за границей. Это могут быть пояснения родственников, у которых он проживает, чтобы налоговый орган мог в случае необходимости проверить такие данные. Например, женщина уехала к гражданскому супругу в другую страну, живет у него, но при этом нигде не работает. В данном случае она не может предоставить какие-либо документы, но может предоставить письменное объяснение, которое должно быть подтверждено ее гражданским супругом. И этого будет достаточно», — рассказала специалист.
Кроме того, налоговые органы в силу своей специализации не располагают информацией о гражданах, получающих образование в дневной форме. Такие сведения представляют государственные органы и организации, в чьей ведомственной подчиненности находятся учреждения образования, а также частные учебные заведения. «В Беларуси не ведется в электронном виде централизованный учет граждан, получающих образование в учебных заведениях. Сейчас этот вопрос мы прорабатывает с Министерством образования», — сообщила заместитель начальника управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества главного управления налогообложения физических лиц МНС.
Марина Поболь обратила внимание, что не ведется в стране и учет лиц, которые ведут личное подсобное хозяйство.