Кто такие колядные цари?
И почему они внесены в Список нематериального культурного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и являются нематериальной историко-культурной ценностью Беларуси?
Когда, как не в канун Рождества Христова и перед Святками, вспомнить о колядовании, святочных гуляниях и обрядах. Эти традиции известны с незапамятных времен, многие дошли до современников. Наиболее уникальные и зрелищные носят ярко выраженный локальный характер, как белорусский народный обряд «Колядные цари», который существует только в деревне Семежево Копыльского района Минской области.
История обряда «Колядные цари» уходит корнями в XVIII век, когда недалеко от деревни Семежево стояли части царской армии (после разделов Речи Посполитой). Как говорит семежевское предание, в дни празднования Нового года по старому стилю солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их угощением. По какой причине они это делали, доподлинно неизвестно. Краеведы предполагают, что, возможно, из любви к кулинарным традициям белорусов, то ли от безделья, а может, по доброте христианской.
После того, как отряд покинул деревню, местные жители не только сохранили традицию, но и развили ее в уникальное рождественское действо. Обряд «Колядные цари» объединил элементы карнавала и народной драмы. Его украшением стали самобытный фольклор, декоративно-прикладное искусство, особые рождественские блюда национальной кухни.
В народе верят, что в доме, где побывали «цари», весь год будет мир, согласие и богатство. Гостеприимные хозяева щедро одаривают колядовщиков колбасами, пирогами. Чем больше даров дарят «царям», тем обильнее и удачливее будет год для хозяев дома.
Возродили обряд в 1996 году: были собраны документальные материалы, свидетельства старожилов, а в самой деревне Семежево ежегодно стали проводить «Колядные цари».
По традиции, в обряде участвуют молодые мужчины и юноши – «цари». Они одеты в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. На голове у них – высокие шапки, украшенные разноцветными лентами.
Каждый юноша исполняет свою роль – лекаря, барабанщика, мехоноши. Среди других персонажей – главный герой, царь Максимилиан, царь Мамай, Дед и Баба.
Передвигаясь по деревенской улице, участники громкой праздничной процессии входят в дом и разыгрывают историко-религиозную драму «Царь Максимилиан» с «батальными» сценами, секретами народного врачевания. С наступлением темноты «цари» зажигают факелы.
Проводится обряд в Щедрый вечер с 13 на 14 января.
Обряд «Колядные цари» признан проявлением нематериального культурного наследия Беларуси. В 2009 году он был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В декабре Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО пополнился 12 новыми элементами после заседания профильного комитета организации в Эфиопии.
Белорусскую заявку по признанию наследием Будславского фестиваля пока не удовлетворили: в заявке республики было недостаточно информации. Пока из 366 элементов нематериального наследия ЮНЕСКО от Беларуси представлен только обряд по празднованию Коляд – «Колядные цари».