Любая экспозиция должна «жить» и развиваться
Изучение истории малой родины – та тропинка, которая ведет к осознанию величия белорусов, их ценностных взглядов и ментальности. Краеведение позволяет осмыслить и оценить вклад своих земляков в национальную историю, еще раз взглянуть по-новому на исторические события, которые происходили рядом.
Создание школьных историко-краеведческих музеев придало мощный импульс этой работе. Однако сегодня уже недостаточно только лишь создать экспозицию из предметов культуры и быта наших предков. В границах одного района они будут несколько стереотипны и повторяемы. В этом случае можно пойти путем создания тематических экспозиций, где школьные музеи сориентированы на определенную тематику. Любая экспозиция должна «жить» и динамично развиваться, ведь обзор статических элементов во второй-третий раз уже не так эффективен. В этом случае на выручку придут интерактивные зоны, где экспонаты не только демонстрируются, но и «действуют»: вычесывание льняной пряжи на трепале, урок чистописания чернилами перьевой ручкой – здесь простор для фантазии неограничен.
Все чаще возникают затруднения с удержанием внимания посетителей на объекте экскурсии. Это несложно объяснить особенностью восприятия информации поколением современной молодежи. Клиповое мышление позволяет быстро сориентироваться в большом потоке информации и моментально улавливать главное, но поверхностно.Чтобы избежать подобного, мы попытались все эти компоненты и проблемы провести через игру. Поскольку по своей познавательной и социализирующей значимости именно она как форма воспитания до сих пор не имеет себе равных.
Исходными позициями проекта «Мироведение» стали насыщенность г. п. Мир музейными объектами, солидная база Мирского школьного историко-краеведческого музея, частое посещение Мирского замка, музея «Мирский посад», уроки истории Беларуси по теме «Наш край» и проведение шоу-программ.
Игры состоят из вопросов, ответы на которые практически очевидны, ведь учащиеся эту информацию уже где-то получали. Когда играют ребята с группами поддержки, а накал страстей высок и стремление к победе сочетается с необходимостью воспроизведения ранее услышанной или увиденной информации – происходит замещение посыла «клипа» на полезное информационное поле, и тем самым реализуется познавательный потенциал игры.
Если игра проводится непосредственно в музее, то допускается 1-2 подсказки: в течение 30 секунд можно искать ответ на стендах. В отдельных случаях игрок может на один вопрос заменить себя товарищем из группы поддержки. Вариантов в проведении игры много. Это могут быть музыкальные паузы, определение объекта на территории поселка по фрагменту фотографии, даты снимка и прочее.
Информационный потенциал развития «Мироведения» позволяет изучать историю г. п. Мир с учетом возрастных особенностей игроков. Есть в ней и интерактивные элементы.
Творческая группа членов совета музея прорабатывает вариант игры для старших классов, посвященный Игнатию Домейко, блок вопросов по теме «Мир литературный». Возможно, появятся новые концепции проведения игр, но одно останется неизменным – активизация интереса к истории родного края и формирование гордости, что мы – миряне.
Валерий БРАНТ,
старший хранитель фонда музея ГУО «Средняя школа
г. п. Мир».