Налоги в режиме онлайн. О новых подходах в работе МНС рассказала первый заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области Тамара Стасевич
– 75 процентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используют электронные сервисы, спектр которых постоянно расширяется.С этого года законодательно закреплен статус «Личного кабинета плательщика». Практически все подлинные электронные документы и информацию в электронном виде налоговая инспекция размещает в Личном кабинете плательщика. В бумажном виде остаются только документы, вручение которых плательщику предусмотрено законодательством.
Как быть тем, у кого нет компьютера или кто попросту не умеет с ним обращаться?
– Они могут прийти в налоговые инспекции, где оборудованы специальные места для работы с компьютером. Работники инспекции помогут не только заполнить декларацию в электронном виде, но и зарегистрироваться на портале для работы с электронными счетами-фактурами.
Могут ли импортеры при уплате «ввозного» НДС представлять документы в налоговую в электронном виде?
– На портале МНС Беларуси есть специальный сервис для подачи таких заявлений. В электронном виде можно представить и другие документы, прилагаемые к заявлению.
Прошел год с момента введения в стране механизма функционирования электронных счетов-фактур. Как работает этот электронный сервис?
– Это самая масштабная система электронного документооборота. В стране она объединяет более ста тысяч субъектов хозяйствования, в том числе в нашей области – почти девять тысяч. Более восьми миллионов электронных счетов-фактур созданы плательщиками Гродненщины. Система не просто выполняет функции обмена документами, но и решает широкий спектр аналитических задач с таким сложным налогом, как НДС. Субъекты хозяйствования теперь могут самостоятельно провести камеральный контроль НДС, чтобы не допустить нарушений налогового законодательства.
Для технической поддержки плательщиков по вопросу использования портала электронных счетов-фактур создан контакт-центр, который работает круглосуточно и без выходных. Позвонив по номеру 110, можно получить квалифицированную консультацию.
Какими электронными сервисами могут воспользоваться обычные граждане?
– На сайте nalog.gov.by можно найти ответ на любой вопрос, связанный с налоговым законодательством. При помощи электронных сервисов сегодня можно записаться на прием к руководителю инспекции, подать заявку на получение документов из инспекции, отправить заявление на осуществление административных процедур, получить извещение на уплату налога на недвижимость и налога на землю, уплатить налоги посредством интернет-банкинга ОАО «Беларусбанк» или ОАО «Белгазпромбанк» и многое другое.
Что нужно сделать плательщику, чтобы получать извещения в электронном виде?
– Обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность. Там вручат идентификационный код и пароль для входа в Личный кабинет физического лица. Если извещение получено в электронном виде, то на бумажном носителе оно уже не направляется. Более 30 тысяч жителей нашей области получили доступ к «Личному кабинету».
Какие еще новые формы обслуживания плательщиков будут внедрены?
– С прошлого года в республике стали создаваться центры обслуживания плательщиков с использованием электронной очереди. Вскоре первый такой центр откроется в инспекции по Ленинскому району Гродно. Это позволит постепенно уйти от закрепления плательщиков за конкретными инспекторами и перейти на экстерриториальный принцип обслуживания. Мы ищем новые подходы, чтобы к минимуму свести прямые контакты налоговой инспекции с гражданами и субъектами хозяйствования. Для этого Министерство по налогам и сборам разрабатывает мобильное приложение для плательщиков, у которых есть «Личный кабинет» на сайте ведомства.
Ирина АНИКЕВИЧ