Один день с директором СШ № 2 г.п. Кореличи В. А. Браницким
Каким бы образом школу не реформировали, а во главе ее все равно стоит директор. Это человек, на котором в школе замкнуто все: и выбор направления развития, и подбор кадров, и педагогический процесс, и текущий ремонт. Каким должен быть директор школы в условиях непрекращающихся педагогических реформ? Об этом журналист «Полымя» попытался узнать, проведя один день с директором средней школы № 2 г.п. Кореличи Викентием Арсеньевичем Браницким.
8.00. Директор уже в школе, хотя официально его рабочий день начинается в 8.15. В сентябре столько дел! Но если сразу отрегулировать сложный школьный механизм, то дальше все пойдет как по маслу. И в этом за 18 лет директорства в разных школах района Викентий Арсеньевич убедился на собственном опыте.
Хозяйство у директора Браницкого большое и хлопотное: 20 классов, 414 учеников. И за всем нужен глаз да глаз.
8.10. Директор спешит в пищеблок. Быстро набрасывает на себя белый халат и здоровается с кладовщиком Людмилой Лагута. Как раз привезли хлеб и батон, все свежее, мирские хлебопеки достали их из печи в 5 утра.
— Мы заказываем хлеб и молочные продукты на один раз: привезли — и дети в этот же день скушали, — объясняет кладовщик, — у нас харчи не залеживаются. Детей кормим только свежими продуктами. Свинину используем только охлажденную, никакой заморозки.
Директор по ходу разговора проверяет холодильные шкафы, соответствует ли температура положенной. Здесь все в порядке: овощи хранятся при 5 градусах, охлажденное мясо при 0, замороженная рыба и куры при минус 18 градусах.
Викентий Арсеньевич привычным жестом берет очередной контрольный журнал из стопки и ставит визу: температура в цехах соответствует норме, транспорт прибыл вовремя, без нарушений.
— Конечно, не все в нашем пищеблоке идеально, — делится директор, — просто-напросто не хватает помещений, чтобы обеспечить правильность технологического процесса. Капитальный ремонт давно назрел. Отрадно, что наша школа попала в программу модернизации системы образования по линии Всемирного банка реконструкции и развития. Мы получим заем на крупную сумму, и в 2018 году полностью отремонтируем пищеблок. Это будет замкнутый цикл: начиная от точки привоза продукции, цеха первоначальной обработки овощей и до линии раздачи. И дети будут кушать в большем комфорте, чем сейчас, и работники трудиться в лучших условиях. Ведь они проводят на ногах с 6 утра и до 6 вечера. В 15.40 еще кушает вторая смена, в 16.10 полдник у малышей из продленки.
8.40. Еще одно важное дело на это утро — обойти территорию, не случилось ли чего за ночь. Компанию директору Браницкому составляет школьный завхоз Наталья Николаевна Ровдан. Они спешат к въездным воротам на территории школы. «Они закрыты, это хорошо, — доволен директор, — были бы не на замке — незачет!». Главное для школьного коллектива — безопасность детей: ни одна машина или посторонний человек не должен попасть сюда незамеченным.
Придирчивым глазом Викентий Арсеньевич окидывает территорию школы. По-моему, все просто идеально. Двор утопает в цветах, гипсовые зверьки выглядывают из-за клумб, цветы поражают оригинальностью. Но директор замечает: листьев за ночь нападало, дворнику есть над чем поработать. С утра пораньше рабочий школы обкашивает территорию: за порядком здесь следят строго. Хотя до весны далеко, директор с завхозом уже обсуждают, как будет выглядеть новая клумба за школой. Обо всем приходится думать заранее, планировать, иначе нельзя.
9.10. Как раз в школу привезли энергосберегающие экраны для радиаторов. Директор поясняет: как только класс капитально отремонтирован, устанавливаются и новые экраны, чтобы беречь тепло. В планах — покупка краников Маевского, которые позволяют стравливать воздух
из батарей при минимальной потере воды. Здесь директор Браницкий демонстрирует знания хорошего сантехника: а как же — в школе должно быть тепло, чтобы дети не хворали и учились хорошо.
9.30. Снова директорский кабинет. На столе — стопка документов на подпись. Это заявления и договора на оказание платных образовательных услуг от родителей. Каждый год в школе действует более 50 факультативов и 15-18 групп платных образовательных услуг. И каждый год желающие находятся, чтобы подтянуть у своего ребенка знания по тому или иному предмету.
В кабинет к директору входит учитель-дефектолог Мария Вацлавовна Подполухо с отчетом о летнем оздоровлении детей. Директор просматривает таблицу: в детских лагерях с дневным и круглосуточным пребывание оздоровилось 42% учащихся от общего количества.
На особом контроле администрации — дети, нуждающиеся в санаторно-курортном оздоровлении. Директор интересуется, сколько ребят в этом году изъявили желание поехать в санаторную школу, и рекомендует давать заявку сразу же, иначе может не оказаться мест.
— Поскольку вы у нас ответственны за дорожную безопасность, — обращается Викентий Арсеньевич к учителю, — разошлите классным руководителям по электронной почте ссылки на ролики по этой теме. Детям понравится: там Смешарики обучают, как правильно дорогу переходить и на велосипеде ездить.
10.00. Викентий Арсеньевич заглядывает в свой ежедневник. На сегодня намечено еще несколько важных дел: подготовка ко Дню учителя и Дню пожилых людей.
— Из этой категории у нас есть подшефные, которых мы навещаем не только в канун праздников, но и по мере необходимости. Их у нас 14 человек, — рассказывает о работе школьных волонтеров директор. И тут же со школьным педагогом-организатором Ниной Васильевной Дуда обсуждает детали предстоящих чествований.
Головная боль школы — семьи, в которых есть какие-то проблемы. В большинстве своем на контроль семью берут за задолженность по коммунальным услугам, неправомерное поведение детей. Иногда бывают и из ряда вон выходящие случаи — пьянство родителей. К счастью, в средней школе № 2 такие случаи — большая редкость. В этом месяце в школе состоится совет профилактики, на котором планируется снять с учета три семьи, которые рассчитались с долгами за коммуналку и наладили условия для проживания и воспитания детей. Видно, что директор в курсе всех обстоятельств: знает по имени-отчеству всех родителей из подопечных семей, как учатся их дети. Викентий Арсеньевич договаривается с социальным педагогом Ириной Семеновной Карпович о дате заседания совета, о предварительной беседе с родителями.
11.05. Вместе с директором поднимаемся в спортивный зал. Викентий Арсеньевич хочет проконтролировать, как занимаются на уроке физкультуры первоклассники. Тем более, что в этом году в школе работает новый учитель Анна Михайловна Тиунчик, которая привычна работать с небольшим количеством ребят. А здесь все таки класс большой — 24 человека. Первоклашки как раз разучивают технику челночного бега. Оказывается, мои журналистские расспросы немного выбили Викентия Арсеньевича из привычного рабочего ритма: он хотел посмотреть, как малыши поднимаются на второй этаж по лестнице, не шалят ли. «Сделаю это завтра», — директор делает пометку в своем блокноте.
Викентий Арсеньевич предлагает пройтись по кабинетам, и не только по образцово-показательным, но и тем, которые еще требуют ремонта.
Прекрасный современный ремонт сделан в кабинетах физики и лингафонном, а кабинет №8 (кабинет английского) этим летом отремонтировали родители. Сами проявили инициативу, и получилось любо-дорого взглянуть.
— В 2018 году по программе Всемирного банка реконструкции и развития будет сделан ремонт, куплена новая мебель и оборудование в кабинеты информатики, химии и биологии, — делится планами директор, — получатся современные школьные классы. Будет завершен ремонт крыльца и оборудованы пандусы.
Когда речь заходит о ремонте, директор благодарит родителей за участие в жизни школы.»В этом году через попечительский совет на счет отдела образования, спорта и туризма райисполкома поступило от наших родителей 1854 рубля 50 копеек. На эти деньги мы купили ученическую мебель, лампы освещения, краску, кружки и моющие средства, ремонтировали подоконники. Ребята у нас любят на них сидеть, и мы решили поставить на них горшки с цветами. Так и подоконники более сохранные, и красота кругом!»
Сам Викентий Арсеньевич ведет 6 уроков в неделю, преподает ребятам информатику.
— 6 уроков — необходимый минимум, — поясняет он, — это позволяет быть в гуще педагогического процесса, не отрываться от жизни. Можно, конечно, и больше практикой заниматься, но я привык нести ответственность перед учениками и родителями. Ведь у руководителя то совещания, то командировки, везде нужно успеть.
12.15. Почти до обеда время пролетело незаметно. На сегодня у директора Браницкого еще масса дел: нужно распределить фонд материального стимулирования для работников школы, встретиться с учителем физики В. М. Терехович по оказанию волонтерской помощи во время осенних ярмарок пожилым людям, проверить начисление заработной платы и табель рабочего времени. Всего не перечислишь. Обычно дверь директорского кабинета закрывается на ключв 17.00. Но это если нет срочных дел, которые нужно решать безотлагательно.
— Сегодня день спокойный, — с улыбкой говорит директор,—к счастью, без конфликтов. Бывает, что родители приходят и начинают на повышенных тонах говорить, или ученики дисциплину нарушают. Тогда приходится вмешиваться, выяснять, в чем дело, принимать решение…
И тут раздается стук в дверь. Немного растрепанный мальчуган с виноватым взглядом говорит: «Викентий Арсеньевич, меня к вам учитель физкультуры отправил. Я сегодня форму забыл». Директор строго интересуется: «В первый раз забыл?» «Второй.» Браницкий отправляет ученика в спортзал: «Иди на занятия, я скоро поднимусь к вам».
— Ну вот, — говорит он, как только за забывчивым учеником закрывается дверь, — нужно идти и выяснять, в чем дело. На первый взгляд кажется, что вопрос мелочный, но это не так. Я должен вмешаться, чтобы не возник конфликт. Ведь школа — это не только место, где дают и получают знания, а, можно сказать, второй дом, в котором каждому должно быть уютно.
Инна ЛЕЙКО.
Фото автора.