Советы психолога родителям первоклассников
Поступление в школу – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. Это период адаптации (привыкания) организма ребенка к систематическому обучению.
От того, как он пройдет, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.
О неблагоприятном течении адаптационного периода сигнализирует:
снижение массы тела;
нарастание количества астено-невротических реакций (быстрая утомляемость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.);
снижение гемоглобина крови;
ухудшение нервно-психического здоровья: головные боли, нарушение сна, изменение аппетита и др.;
снижение или повышение артериального давления;
падение общего мышечного тонуса, приводящего к нарушению осанки.
Оптимальный срок адаптационного периода длится один-полтора месяца. Для каждого ребенка он может быть индивидуально растянутым во времени в зависимости от факторов, влияющих на характер его протекания.
Плохое настроение — тревожный симптом.
По каким признакам родители могут понять, что ребенок плохо привыкает к школе?
Стал много плакать.
Только пошел в школу — тут же заболел.
Стал плохо спать.
Чувствует себя утомленным.
Появилась раздражительность.
Жалуется на головные боли.
Иногда ребенок не может объяснить, почему он не хочет идти в школу, но у него меняется настроение.
Надо быть внимательным к таким симптомам. В первые месяцы надо как можно чаще расспрашивать первоклассника о его чувствах в школе, что ему там понравилось, и фиксировать его внимание на позитивных моментах. Говорить о том всем хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях… Так формируется позитивное отношение к школе и к обучению.
Если вы хотите, чтобы из вашего ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за неуспехи и грязь в тетради.
Напоследок некоторые ответы на актуальные вопросы, которые «прояснят» проблемную ситуацию.
В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности.
Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребенку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребенка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
Не загружайте ребенка новыми кружками.
Не меняйте резко отношения в семье («Ты теперь большой, должен сам мыть посуду» и т. д.)
И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а школьный психолог вам в этом обязательно поможет.
Юлия ПРОДАНЕЦ,
психолог