Знак «Узник нацизма» у нее на груди

Ольга Ивановна появилась на пороге дома. Прищурившись, обвела взглядом привычный глазу пейзаж. Пряди ее волос, выбившиеся из-под платка, отливали серебром на солнце. Услышав шум сада, улыбнулась. Долго шла к лавочке. Примостившись на своем любимом месте, застыла, задумалась. Наверное, о детях. А может, вспоминает былое, подводит итог прожитым годам… На ее долю пришлось немало лишений, но были и счастливые дни…
Ольга Ивановна Чичкан родилась в августе 1937 года в деревне Сервечь. Самый разгар жатвы. Родители сутками в поле. Первые колыбельные пела бабушка. С ней оставляли и старших внуков. Старая хозяйка держала в чистоте дом, стряпала, вела подсобное хозяйство. Знала толк в лесных травах. Ломти хлеба, заквашенного по ее рецепту, съедались до последней крошки.
Счастье деревенских детей было в их свободе. Речка, лес, походы за ягодами и грибами.
Когда отец запретил выходить со двора, сказав, что «идет война», Оле, считай, шел пятый год. Насторожилась, но чего бояться, не знала, ведь видела только сражения мальчишек на выгоне. Страх появился позже, когда окружил враг, грабил и издевался.
Олина бабушка часто молилась, просила Всевышнего уберечь родных. Но, видно, не все молитвы достигают Бога…
Весна уже дерзко устанавливала свой порядок, когда немцы собрали всех жителей деревни, погрузили в машины и отвезли на железнодорожную станцию. Там людей перебросили в товарные вагоны, которые потом отправили в Германию.
Семья Ольги оказалась в лагере в Дрездене. Четыре месяца скопом ютились в казарме, голодали. Давно потускнел Олин нагрудный знак «Узник нацизма», а тот кошмар помнится до боли ясно.
Позже их забрала к себе немка, у которой муж воевал на фронте. Для всех отвели каморку с кроватью и столом. Родители работали на ферме. Если справлялись хорошо, позволяла брать молоко для детей, другие продукты, отдавала старые детские вещи.
Вскоре после освобождения бойцами Красной Армии узников отца мобилизовали на фронт, а мать с детьми отправили на Родину. В дороге, в битком набитом вагоне, она разрешилась четвертым ребенком – дочерью Галиной. На пути им встречались сердечные люди, потому добрались успешно, хоть и с большими трудностями.
Дом уцелел, но закрома были пусты – землю никто не обрабатывал. Пережили тот год благодаря дяде, папиному брату, делившему все припасы на две семьи.
Олин папа воевал в Манчжурии. Возвращаясь, три месяца добирался на лошадях до Владивостока. Он появился на пороге дома в январе 1946 года, измученный долгой дорогой. Жизнь стала налаживаться… Родители подняли на ноги семерых детей. Три медсестры, учитель, два инженера, техник-строитель.
Оля, окончив 7 классов, устроилась дояркой на ферму, дослужилась до заведующей. Потом председатель предложил ей возглавить звено по выращиванию и обработке льна. Им она руководила 26 лет, умела сплотить работниц. Постоянно отмечалась наградами различной пробы, была участником ВДНХ в Москве. Отмечена юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медалью «За трудовое отличие».
Ольгу Ивановну заметили земляки, доверяли решать свои проблемы. С 1969 года она неоднократно избиралась депутатом местных Советов.
Когда не стали возделывать лен в колхозе, агроном предложил Ольге Ивановне заведовать зерноскладом. Эту должность занимала 15 лет. Производственное помещение все это время содержалось в образцовом порядке и чистоте. Летом Ольга Ивановна задерживалась на работе до сумерек. Ее склад не раз принимал показательные семинары.
Устроилась и личная жизнь. С будущим супругом Андреем познакомилась на танцах в сельском клубе. После возвращения избранника из армии сыграли свадьбу. Жили с его родителями в доме, построенном после пожара в войну. Свекор и свекровь любили Олю как дочь, всегда прислушивались к ней.
Растили четверых детей. Родители мужа помогли Оле и Андрею обрести собственное жилье, исполнив заветную мечту пары. Крытый белой жестью, с большими светлыми окнами, смотрящими в молодой сад, дом супругов был гордостью хозяйки и хозяина. За образцовое состояние усадьбы они много раз отмечались призами сельсовета.
Взрослели дети, и каждый из них шел своим жизненным путем. Лена после торгового техникума вернулась на малую родину. Лариса, окончив финансовый техникум, стала работать бухгалтером в одном из столичных районов. Мария – преподаватель в Минске, туда же перебрался и Александр.
Родители помогали им обустроиться, приобрести жилье. Дети в свою очередь всегда приезжали к маме и папе, чтобы подсобить с домашними хлопотами. С детства им привили любовь к труду, порядку, ответственность и упорство в достижении целей.
А для Андрея супруга всю жизнь оставалась идеалом женщины. Он понимал ее с полуслова, берег. Вместе они прожили более 50 лет… Когда Андрея не стало, любимая липа пары зачахла.
Сегодня прожитые трудовые годы все чаще дают о себе знать. Но Ольга Ивановна, как и прежде, находит радость в повседневных мелочах, остается волевым человеком.
«Достойная уважения труженица», – говорят об Ольге Ивановне соседи и представители местной власти. А мне еще хочется добавить: «Достойная мать». Сейчас в состав ее семьи входят 27 человек, в том числе четверо детей, восемь внуков, шестеро правнуков. В выходные дом Ольги Ивановны полон людей.
История жизни Ольги Ивановны проста, как и большинства белорусских женщин. Но на них держится семья, дом, они лучшие матери, незаменимые работницы.
В августе Ольга Ивановна отметила свое 80-летие – юбилей мудрости, подведения итогов и новых надежд. Эту добрейшей души личность, заботливую маму, любящую бабушку и прабабушку поздравила вся многочисленная родня. И в хоре поздравлений пусть прозвучат и мои слова:
«Желаю, Ольга, Вам сейчас
Здоровья, счастья, сил,
Чтоб каждый день и каждый час
Лишь радость приносил».
Леонила ДЕНЬКЕВИЧ.
Фото Оксаны ЯНУШ.

Добавить комментарий