При каких условиях покупатель может обменять или вернуть товар

В современном обществе в условиях рыночных отношений широкое распространение  получили такие торговые компании, основой деятельности которых является демонстрация и распространение товаров посредством проведения презентаций. Именно после проведения таких презентаций с гражданами заключаются договоры купли-продажи товаров на значительные суммы, которые впоследствии  обжалуются по различным причинам (высокая цена, ненадлежащее качество, не является предметом первостепенной важности для семейного бюджета и т.д.).

Зачастую, это происходит по причине правовой неграмотности граждан. Именно по данной тематике в органы прокуратуры систематически поступают жалобы от граждан.

 Законодательство в области защиты прав потребителей обширно. Однако основным нормативным актом в данной области общественных отношений является Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Распространенной является ситуация, когда человек приобрел товар именно надлежащего качества, однако впоследствии  возникло желание по какой-то причине его вернуть либо обменять.

Каждый потребитель в соответствии с п.1  ст. 28 Закона вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Однако существуют определенные условия, при которых можно обменять или вернуть товар:

— товар должен относится к непродовольственным;

— товар не был в употреблении;

— товар сохранил свои потребительские свойства;

— товар не включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

Обратите внимание, что перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 №778 (в редакции от 14.01.2009 №26) .

К примеру, на прием в прокуратуру области обратилась гражданка К., желающая вернуть торговой компании N приобретенный в ходе проведения презентации пылесос в течение 14 дней с момента его покупки. Женщина объяснила, что захотела вернуть товар, поскольку заблуждалась в стране производителе, вместе с тем претензий к качеству пылесоса она не имела.

Сотрудник прокуратуры разъяснил заявительнице правила возврата товаров, предусмотренные действующим законодательством, и акцентировал внимание на том, что согласно вышеуказанному постановлению Совета Министров среди товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, выступают технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки и в техническом паспорте (заменяющем его документе) которых имеется отметка о дате продажи. К таковым относятся электротовары, телерадиотовары, электромузыкальные инструменты, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, часы, компьютеры бытовые персональные, ноутбуки, печатающие устройства, клавиатуры, мониторы (дисплеи), сканеры и прочие устройства ввода и вывода, копировально-множительная техника, электрогазонокосилки, газонокосилки (триммеры) бензиновые, бензопилы, швейные машины, машины и аппараты вязальные, машины раскройные, для шитья меха, обметочные и стачивающе-обметочные, бытовое газовое оборудование и устройства, иные товары с питанием от сети переменного тока.

Важно знать:

Не подлежат обмену и возврату пищевые продукты надлежащего качества.

Вы не можете вернуть или обменять товар надлежащего качества, если приобрели его у физического лица, осуществляющего реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке.

Чтобы застраховать себя от недобросовестных действий со стороны продавца, рекомендуем направлять письменное требование о возврате либо обмене товара.

Помните, что всегда необходимо требовать у продавца чек и сохранять его. Именно чек в дальнейшем будет являться подтверждением приобретения товара у конкретного продавца.

Однако при отсутствии чека  можно предъявить продавцу квитанцию к приходному кассовому ордеру; квитанцию к отрывному талону; надлежащим образом оформленный технический паспорт; инструкцию по эксплуатации; руководство пользователя; иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, дате приобретения товара; свидетельские показания; элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца; документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Уважаемые покупатели! Будьте внимательны при посещении презентаций, проводимых торговыми компаниями. Помните, что перед заключением договора на покупку определенного товара необходимо тщательно ознакомиться с условиями договора и определить для себя: можно ли отнести приобретаемую вещь к числу первостепенно необходимых для вашей жизнедеятельности. При возникновении каких-либо сомнений следует обратиться за консультацией к юристу.

Екатерина БИЛИДА, 

старший прокурор отдела прокуратуры

Гродненской области.                                 

Добавить комментарий