Есть такая профессия – человеку помогать. Кореличчина отмечает 100-летие социальной службы Беларуси
? Есть такая профессия – человеку помогать
В первых числах января свой профессиональный праздник отмечают те, кто не нуждается в громкой рекламе или подтверждении своей значимости. Они всегда в тени, однако их труд сложно переоценить. 5 января исполняется 100 лет со дня основания социальной службы нашей страны. О помощи людям, особенностях работы и личностных качествах социальных работников мы поговорили с начальником управления по труду, занятости и социальной защите Кореличского райисполкома Инной Александровной БОГУШ.
? – Инна Александровна, с чего началась история соцслужбы?
– Идеи помощи, поддержки и защиты человека, в особенности детей и пожилых людей, начали зарождаться еще в древности. В Древней Руси при церквях создавались богодельни, где нуждающиеся в посторонней помощи полностью содержались за счет церковников. Немного позднее богодельни и слободы нищих, которые работали при монастырях, начали передаваться в руки духовенства, которое и стало осуществлять их финансирование и работу.
? – Какие изменения наблюдались в первые десятилетия развития службы?
– В первой половине XIX века в нашей стране начинает формироваться четкая система социального обеспечения нуждающихся. Утверждаются три категории детских домов, открываются дома-интернаты для инвалидов и престарелых. В 1941 году на территории Беларуси было уже 40 стационарных учреждений для пожилых и людей с инвалидностью, проживание в которых полностью осуществлялось за счет государства. После войны все они были разрушены, и уже в 60-70-е годы строительство социальных учреждений возобновилось. На сегодняшний день на территории района функционирует государственное учреждение социального обслуживания «Жуховичский Дом-интернат для престарелых и инвалидов», а при Мирской горпоселковой и Лукской больнице сестринского ухода имеется 50 социальных коек.
? – В каких направлениях осуществляется деятельность управления по труду, занятости и социальной защите в наше время?
– В структуре управления насчитывается четыре отдела: пенсий и социальных пособий, государственной службы занятости населения, труда и заработной платы и сектор бухгалтерского учета и отчетности. Также в состав системы управления входит ГУ «Центр социального обслуживания населения Кореличского района».
? – Что необходимо сделать, чтобы взять пожилого человека на надомное обслуживание?
– На надомное обслуживание принимаются люди пожилого возраста, которые достигли 60 лет и по заключению врачей нуждаются в сторонней помощи при отсутствии противопоказаний, в том числе: одинокие, одиноко проживающие, инвалиды II группы, инвалиды, не достигшие пенсионного возраста, и ветераны Великой Отечественной войны. К слову, на данный момент на надомное обслуживание в районе зачислено 426 человек.
? – Какие новые услуги появились в последнее время?
– При Центре социального обслуживания населения открыт дом зимовки, где по сути чужие люди могут оказать помощь и содействие одинокому и пожилому человеку, взяв его на зимний период к себе. Также работает квартира совместного и самостоятельного проживания, функционируют 3 дома взаимопомощи и социальной поддержки. Нельзя не упомянуть о гостевых и приемных семьях, об услугах няни и сиделки.
? – Куда могут устроиться на работу люди с инвалидностью?
– Все зависит от степени заболевания. После медицинского обследования разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с которой он может устроиться на ту или иную работу. Кстати, в рамках адаптации безработных инвалидов к трудовой деятельности они могут быть устроены на работу управлением с компенсацией затрат нанимателей по оплате его труда. Например, в настоящее время один парень работает дворником при учреждении образования, а девушка – в библиотеке. Возможности есть, главное – желание.
? – Какие виды досуга предоставляются молодым инвалидам в нашем районе?
– 32 человека посещают отделение дневного пребывания при Центре соцобслуживания населения Кореличского района. Все они заняты в кружковой работе, имеется реабилитационно-трудовая мастерская, где они учатся выращивать цветы, готовить еду и многое другое. Выставки, концерты, экскурсии и конкурсы – спектр досуга для молодых людей с инвалидностью достаточно широк.
? – Какими основными качествами, по Вашему мнению, должен обладать социальный работник?
– В нашей сфере, как ни в какой другой, одних только специальных знаний и навыков недостаточно. Очень важно уметь сопереживать, понимать и принимать проблемы людей с инвалидностью, пожилых людей и многодетных семей. Милосердие, доброта, сострадание и профессионализм – вот, что делает соцработников важными и действительно нужными людьми.
? Из первых уст
Владимир Данилович Буй и Павел Иосифович Бычко – ветераны Великой Отечественной войны, и каждый из них знает о работе социальной службы непонаслышке.
? – Расскажите, как давно вы пользуетесь услугами социального работника?
? В. Б.: К помощи я прибегаю с 2014 года. Знаете, «социальный работник» – это слишком сухие слова. В их работе столько любви, теплоты и доброты, которую они дарят, по сути, чужим и обездоленным людям. И все это без шума, рекламы или пустой суеты. Они приходят к старикам, сиротам, инвалидам, кормят их и помогают, согревают заботой и своим теплом. И несмотря на то, что времени это занимает немало, они успевают везде. Так пусть же стократно к этим людям возвращается то добро, которое они дарят нам.
? П. Б.: К услугам соцработника я обратился недавно, в 2017 году. С этого времени в моем доме всегда уютно и светло. Возникшие вопросы моя помощница решает мгновенно, на нее всегда можно положиться. Знаете, и это главное.
? – Какие услуги вам оказывает социальный работник?
? В. Б.: Для меня главное, что этот человек всегда выслушает, посочувствует, поделится добрым советом и поможет мне по хозяйству.
? П. Б.: Соцработник помогает в закупке продуктов, медикаментов, осуществляет консультации по различным вопросам. Если необходимо, сопровождает меня в поликлинику, оформляет документы и помогает с домашними делами. Несмотря на то, что это далеко не все услуги, их соцработник выполняет профессионально и со знанием дела.
? – Какие новшества Вы бы хотели привнести в работу социальной службы?
? В. Б.: Пожалуй, изменений не нужно. Мне 92 года, и в этом возрасте главное знать, что есть люди, которые готовы прийти на помощь в любую минуту. Я не жалуюсь на своих близких, но ведь они не рядом, да и обременять их своими проблемами не хочется.
? П. Б.: Конечно, мне хотелось бы, чтобы социальный работник был постоянно рядом, ведь после смерти супруги я чувствую себя одиноким. Но я прекрасно понимаю, что помимо меня, в поддержке соцработника нуждаются и другие люди. Забота и внимание необходимы всем.
? – Как Вы оцениваете работу сотрудников ГУ «Центр социального обслуживания населения Кореличского района»?
? В. Б.: Хочется выразить свою глубокую признательность всем сотрудникам Центра за помощь пожилым людям, инвалидам и одиноко проживающим гражданам. За хорошую работу и ответственное отношение к своим обязанностям, а также за обслуживание больных и беспомощных людей. Бесспорно, поддержка социального работника в настоящее время является для многих пенсионеров вынужденной необходимостью, ведь дети разъехались, а внуки выросли.
? П. Б.: Благодаря помощи сотрудников социальной службы я чувствую себя защищенным. Всегда ощущаю теплоту и самую настоящую заботу, поэтому от всей души хочу выразить свою благодарность руководству Центра соцобслуживания за подбор кадров и за то, что вы все помогаете нам, старикам, тем самым делая нашу жизнь спокойной и комфортной.
Подготовила Виктория КОСТЮК
Фото автора и из архива редакции