В Национальном художественном музее заканчивают реставрацию портретов магнатского рода Радзивилов

Полотна 19 века приобретены Мирским замком из частного собрания князя Константина Гогенлое-Шиллингсфюрста. За восстановление памятников искусства Национальный художественный берется не впервые. Загадки столетий в этих стенах ежедневно разгадывают более 20 реставраторов. Первой обновленные портреты Радзивиллов увидела наш культурный обозреватель Дарья Тарасова.

Эти портреты из собрания Радзивиллов вернулись на историческую родину буквально несколько лет назад. Оригинальные копии были созданы в Вильно. Магнаты часто дублировали свои изображения для разных резиденций, для князей это было чем-то вроде домашнего фотоальбома. Украшение коллекции Мирского замка — два ростовых портрета. На них князь Михал Казимир Рыбонька, о чем свидетельствует надпись на тыльной стороне полотна, а также Анна Людвика из рода Метельских.

Портреты приводят в экспонабельное состояние. Виной являются условия, в которых находились полотна. Темные коридоры Шиллингсфюрстского замка — не лучшее место для хранения живописи 19 века. На ростовом портрете Михаил Казимир изображен копиистами в лучших традициях идеологии сарматизма. Героический образ Рыбоньки дополняет гетманская булава, которая подчеркивает его государственный статус. Рыцарские латы как дань героическому прошлому.

07_2.jpg

Александр Лагунович-Черепко, завсектором Национального художественного музея Беларуси: «Это мастерски выполненная копия с известного портрета, который находится в Львове и на сегодняшний день мало кто из современных художников способен именно технически выполнить такую классную копию. Сто процентов — это было выполнено не по гравюре, а писалось художником копиистом, которую ее выполнял, он видел перед собой подлинник». 

В мастерской еще пахнет лаком, портрет второй супруги Радзивилла Рыбоньки покрывался буквально на днях. Полгода кропотливой работы — и на полотно готов реставрационный паспорт. Но вот когда портрет только поступил, картина не казалась радужной. Сильные деформации холста, утрата красочного слоя и около 12-ти разрывов. Важный акцент — точное попадание в изумрудно-бордовую гамму полотна.

Ростовые портреты особенно сложны для реставраторов. Учитывая тяжесть подрамников, увесистые полотна сложно назвать мобильными в работе.
В стены замкового комплекса «Мир» полотна переедут в этом месяце. Торжественная церемония передачи Радзивилловских портретов намечена на 15 января. Реставраторы в свою очередь продолжат работу над установлением авторства живописцев.

По материалам сайта «Беларусь 1»