Греть обязательно, причем не только двигатель. Почему «быстрый старт» в мороз по-прежнему плохая идея
Вот были времена!
«Да что ты, молодежь, знаешь о настоящем «холодном пуске»? Холодный – это когда ниже минус 30. Пуск – это когда танцы с бубнами (читай: «прикуриванием», эфиром, паяльной лампой, наконец) позволяют «оживить» кусок льда под названием мотор. Вот теперь ты можешь удовлетворенно вздохнуть и устроить себе перекур – все равно добрых минут 15 надо на прогрев…»
На вопрос, зачем столько гонять «впустую» двигатель на холостых, ты получаешь еще полчаса воспоминаний и объяснений, что без нормального прогрева (когда теплый воздух из дефлекторов системы обдува пойдет) карбюраторный мотор все равно не тянет, да и «здоровья» ему это не прибавит. И кучу подтверждающих эти истины баек в придачу, рассказывает Автобизнес.
Вдоволь наслушавшись автомобильного ветерана, заставшего многолетнюю очередь на «жигули», бензин по талонам и один комплект шин на все случаи жизни, ты садишься в современный автомобиль, с пол-оборота запускаешь двигатель и невольно задумываешься: а нужно ли сейчас, тем более если нынешние зимы – это почти всегда «каля нуля», заниматься таинством под названием «прогрев»? Масла ведь современные, система питания обеспечивает ровную работу и уверенную тягу даже непрогретого двигателя. Стоит ли заморачиваться?
Физику не отменяли
Вот в этом главная причина того, что двигатель и другие агрегаты все равно не любят работать «на холодную». Да, могут, и водитель даже не заметит разницы с их функционированием при рабочей температуре. Но ресурса им это точно не добавит.
Основная проблема в том, что с момента начала работы детали агрегатов прогреваются неравномерно, а загустевшее масло может не достигать всех «узких мест» и не обеспечивать должной защиты, в первую очередь трущихся пар. Поэтому высокие нагрузки в такие моменты противопоказаны.
Причем касается это не только двигателя, но и коробки передач, а также тех узлов, которые в том или ином виде имеют масло, в том числе и в качестве рабочего тела. Например, это редукторы, амортизаторы, рулевое управление с гидравлическим усилителем и т.д. С ними «на холодную» также стоит обращаться бережно. Последствия обратного подхода сразу вряд ли проявятся, но на ресурсе этих деталей наверняка отразятся.
Ок, греем. А как?
Двигатель на холостых достигает рабочей температуры гораздо дольше, чем при частичной нагрузке. При этом режим прогрева вреден с точки зрения экологии и неэффективен в части топливной экономичности, именно поэтому современные двигатели и их система охлаждения конструируются с расчетом на максимально быстрый выход на рабочую температуру.
И опять же с точки зрения пресловутого ресурса чем быстрее прогреется узел, тем лучше. К слову, даже ПДД запрещают длительную работу двигателя во время стоянки или остановки. Пункт 140 Правил гласит: «Остановка на время более 5 минут и стоянка транспортного средства, в том числе в местах, специально отведенных для отдыха, должна осуществляться с неработающим двигателем транспортного средства».
Наиболее популярной сейчас считается следующая рекомендация по прогреву двигателя: дав мотору некоторое время поработать на холостых, начинаем движение – и до момента его выхода на рабочую температуру избегаем больших нагрузок.
При этом время прогрева на холостых зависит от температуры окружающего воздуха. Летом достаточно и 15-20 секунд, весной и осенью, когда термометр показывает +5..10°С, можно дать поработать мотору минуту-другую. Зимой же, когда температуры отрицательные, можно подождать чуть дольше (как раз столько, сколько нужно для очистки машины от снега).
Но дожидаться начала движения стрелки указателя температуры или появления теплого воздуха в дефлекторах системы обдува точно не стоит. Некоторые водители ориентируются на величину холостых оборотов – начинают движение, когда стрелка тахометра упадет на привычное значение 700-800 об/мин. Тоже вариант! Хотя это еще и вопрос прошивки, так что универсальным данное правило быть не может.
Первые километры едем, избегая больших нагрузок на двигатель. Это касается как оборотов (избегаем больших или чрезмерно малых с ездой в «натяг»), так и быстрых ускорений. Если вскоре после старта вы выезжаете на трассу, а двигатель еще не прогрелся, выбирайте такую скорость, чтобы он не выходил на большие обороты, пока не прогреется.
И другие агрегаты
В условиях низких температур «автоматы» тоже требуют прогрева перед началом движения. Например, одна из рекомендаций – перед началом движения последовательно на 10-15 секунд включить все передачи, удерживая автомобиль на месте. Даже если не следовать этой инструкции, в любом случае прогрев АКПП требуется, равно как отсутствие больших нагрузок до ее выхода на рабочую температуру. Точно так же не стоит «мучить» и непрогретую механическую коробку передач.
А в морозы помним об остальных узлах автомобиля, в которых в том или ином виде имеется масло или смазка. Это редукторы трансмиссии, рулевое управление, амортизаторы. Следует исключить на них серьезную нагрузку в первые минуты движения, даже если двигатель и коробка прогреты. Собственно говоря, все укладывается в рекомендацию несколько километров двигаться максимально спокойно, избегая активных управляющих действий.
А что же «электрички»?
Литий-ионные батареи не любят низких температур, но ведь и электромобили проектируются таким образом, чтобы аккумуляторы находились в оптимальном терморежиме. Так что эксплуатация до -40°С вполне допустима. Правда, для исключения потери заряда лучше всего, если электромобиль подключен к «розетке», – никаких проблем не возникнет даже в самые сильные морозы. В этом случае вы получите не только теплый салон, но и максимальный запас хода в текущих условиях.
Электромотор прогрева не требует, но помним о том, что у электромобилей трансмиссия в том или ином виде все равно присутствует, да и гидравлические амортизаторы пока никто не отменял. В общем, прогрев в классическом виде «электричке» не нужен, но первые километры при отрицательных температурах также лучше преодолевать в щадящем режиме.