«Уже и вывески «Купляйце беларускае» не надо. Люди сами прекрасно знают, какой производитель надежнее». Почему гродненцы отказываются бойкотировать белорусскую продукцию
Количество скачиваний – больше ста тысяч. Цифра вроде внушительная, если не соотносить ее с численностью жителей нашей страны – капля в море, тем более число реальных пользователей отследить невозможно.
Что в приложении? «Черный список» производителей продукции, организаций и предприятий, кафе, ресторанов, магазинов, компаний. Напротив наименования каждого из них – красная или желтая точка. Первая обозначает стопроцентную «немилость» разработчиков, последняя – так называемый знак предупреждения.
«Кликаем» по первому попавшемуся предприятию из списка с красной меткой. Читаем: «ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов». Работники данного предприятия были замечены в политических мероприятиях против демократических институтов или состояли в УИК, где были зафиксированы нарушения избирательного законодательства». Вопросов возникает сразу несколько: кем же были замечены работники предприятия и против каких таких «демократических институтов» они выступали? И вообще, какова связь между качеством продукции и вышеуказанными причинами? На это в приложении ответов нет.
У ОАО «Гродненский мясокомбинат» метка желтого цвета. Из превенции следует, что «Предприятие входит в государственный холдинг. Или руководство назначается государственными органами». И что? В отменных кондициях и востребованности продукции мясокомбината сомнений нет, и это подтверждено многочисленными знаками качества и отзывами потребителей.
Всего в антисписке порядка 200 субъектов. Судя по информации из телеграм-каналов и мессенджеров, перечень еще будет пополняться. И раз уж политика разработчиков кроется в том, чтобы «уберечь» покупателей от продуктов белорусского, а конкретнее, государственного производства, вывод очевиден: там появятся еще многие известные и проверенные отечественные марки. Какую же альтернативу предлагают белорусам?
Проверку приложением без труда проходят, например, российские товары.
В то время как сами россияне не прочь закупиться белорусской «молочкой», мясными деликатесами, косметикой. Стоит ли в таком случае подчеркивать абсурдность идеи бойкотировать отечественных производителей, если даже за границей они в почете?..
В одном из магазинов города рассказали, что покупателей, «штрихующих» товары, в стенах торгового объекта пока не наблюдали. Люди как брали белорусские товары, так и берут. Между тем выбор есть: в магазине свыше 5 000 наименований товаров разных производителей.
– Человека, который читает этикетку и, увидев, что товар произведен на госпредприятии, откладывает его,
даже представить трудно. Мы не наблюдали ни одного покупателя, который бы пришел и спросил: «Есть ли у вас импортные продукты?» – говорит заведующий магазином. – Уже и вывески «Купляйце беларускае» писать не надо. Люди сами прекрасно знают, какой производитель надежнее. К тому же многолетний опыт работы показывает, что гродненцы любят местную продукцию. На нее и сделан акцент в магазине.
Спросили мы и у покупателей, как они относятся к призывам игнорировать белорусские товары. Первый собеседник сразу же расставил все точки над «і»:
– Как можно своему, родному, вкусному предпочесть неизвестного производителя?! Не имею ничего против импортных товаров, но зачем они нужны, если свое в разы лучше? Да и по адекватным ценам. Не понимаю я этих призывов и не поддерживаю. Мне важно быть уверенным в том, что приношу домой из магазина. А в качестве товаров наших производителей сомнений нет, – сказал гродненец Александр Викторович.
К разговору подключилась покупательница Инна Антоновна. Гродненка рассказала, что вот уже много лет в ее корзине преобладают товары местных изготовителей. По словам женщины, никакая общественная ситуация или чьи-то политические взгляды не убедят ее отказаться от проверенного отечественного ассортимента.
– Это касается и продуктов, и одежды, и обуви, и промтоваров. Зачем что-то выдумывать и искать «на стороне», если белорусы делают лучше. Не вижу никакой логики в призывах отказаться от услуг и изделий госкомпаний. Как по мне, это абсурд, – возмутилась Инна Антоновна.
Пообщались мы и с некоторыми производителями региона, которые попали в антисписок. Большинство уверены, что если покупатель ориентирован на качество, он не изменит своих предпочтений. Взять хотя бы ОАО «Гродненский мясокомбинат» – предприятие четко и стабильно выполняет производственный план, сегодня с ним сотрудничают все ритейлеры Беларуси. На экспорт идет всего около 35 процентов продукции, так как большая ее часть закрывает потребность внутреннего рынка.
Так что никакие новые приложения, искусные манипуляции и несостоятельные аргументы не смогут отбить желание белорусов покупать высококачественные изделия отечественных производителей. В первую очередь потому, что товар под брендом «сделано в Беларуси» автоматически относится к разряду высшей марки.