Вниманию самозанятых лиц!
Самозанятым лицам предоставлено право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию только на пенсионное страхование (а именно, страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца)[1].
Следует понимать, что в стаж работы для назначения трудовой пенсии включаются только те периоды работы, за которые производилась уплата обязательных страховых взносов (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда)[2]. Кроме того, само право на трудовую пенсию приобретается только при наличии необходимого страхового стажа, т.е. периода уплаты взносов в бюджет фонда (в 2020 году – 17 лет и 6 месяцев, в 2021 – 18 лет и т.д. до достижения 20 лет).
Соответственно, при изъявлении желания самозанятым лицом уплачивать взносы в бюджет фонда, период уплаты им взносов будет засчитан в трудовой и страховой стаж.
Размер взносов составляет 29% от определяемого ими самостоятельно дохода, но не менее чем из размера минимальной заработной платы с учётом индексации.
Уплата взносов осуществляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. После уплаты взносов необходимо задекларировать свои периоды осуществления и (или) неосуществления деятельности путём предоставления документа персонифицированного учёта (форма ПУ-3) один раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
В случае если Вы изъявили желание быть социально застрахованным, Вам необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в Кореличском районном секторе Фонда. Для этого Вам необходимо подать заявление о постановке на учет (форму заявления можно получить в секторе Фонда), представить документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий уплату единого налога или сбора за осуществление деятельности в качестве самозанятого лица[3].
Начальник Кореличского районного сектора Гродненского облуправления Фонда социальной защиты населения
Инна Хорошко