Вадим Гигин: «Диалог, который сейчас идет в нашей стране, нужен, чтобы общество сформулировало, в каких переменах нуждается»
Страна вошла в новую пятилетку с перспективами важных преобразований.
Недавно в Министерстве экономики представили проект программы социально-экономического развития на ближайшие пять лет, в котором раскрыты многие аспекты грядущих изменений. О главных приоритетах программы, предстоящей конституционной реформе и Всебелорусском народном собрании – разговор с экспертом, деканом факультета философии и социальных наук БГУ, историком, политологом и публицистом Вадимом Гигиным.
– Четыре приоритета, на которых держится программа: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна, государство-партнер. Почему именно они сегодня актуальны для будущего Беларуси?– Об этих приоритетах говорится уже давно. Я бы не сказал, что в них есть что-то революционное. Просто они подчеркивают и обобщают главные направления развития белорусского государства и общества на протяжении последних лет. По сути, в них заложена программа развития личности. Основные социально-экономические задачи, которые поставлены, в значительной степени человекоориентированы. Лично мне кажется, ключевым и наиболее новым здесь является приоритет государство-партнер. Он предусматривает определенные изменения даже в какой-то степени политической системы. Фактически мы планируем перейти от модели государства, которое всегда обо всем заботится самостоятельно, к партнерству, то есть тесному взаимодействию с обществом, человеком, бизнесом. С одной стороны, это означает, что влияние государства в сфере экономики и общественной жизни будет уменьшаться, а с другой – возрастет ответственность каждого отдельного человека за собственную жизнь.
– Ставка в нашей стране во многом делается на социально-ориентированную экономику. На ваш взгляд, позволяет ли она в полной мере выдерживать баланс между потребностями человека и интересами рынка?
– Социальная ориентированность – наша традиция, которая имеет глубокие корни. Люди привыкли, что государство берет на себя основную часть забот, обеспечивая бесплатное образование и здравоохранение, целый ряд других социальных гарантий. Безусловно, резкий отказ от такой модели означал бы просто-напросто шоковую терапию для общества. Но в то же время мы видим, что государство постепенно раскрепощает экономическую сферу, конечно, ожидая неких ответных шагов. Ведь кто такой бизнесмен? Человек, который, создав свое дело, должен волноваться не только о получении максимального дохода, но и об уплате налогов, выплате зарплат своим сотрудникам, предоставлении им социального пакета. В конце концов, существует понятие социальной ответственности бизнеса. Иными словами, мы движемся к созданию некой новой инфраструктуры, которая позволит государству выступать в роли партнера.
– За предыдущие пять лет в рейтинге достижения целей устойчивого развития наша страна заняла 18 место в списке из 166 государств. Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы, с учетом всех складывающихся внутренних и внешних обстоятельств сохранить эту позицию?
– Действительно, Беларусь во многих рейтингах, которые отражают уровень человеческого развития, выглядит очень достойно. Но мы, белорусы, почему-то часто склонны недооценивать собственные достижения, а иногда и приуменьшаем их. Излишняя скромность, порой, мешает ставить амбициозные задачи. Сколько споров было вокруг строительства атомной электростанции – надо нам это или же нет. Сейчас мы видим, что благодаря БелАЭС в стране фактически создана новая отрасль, которая притянула к себе и систему высшего образования, и науку. С другой стороны, мы не должны почивать на лаврах: есть еще целый ряд показателей, которых нужно достичь. Речь идет и о вхождении в число передовых стран по условиям ведения бизнеса, и о борьбе с коррупцией, и о многих других вещах. Важно все критически осмысливать, и в этом плане мне очень нравится, как проходит обсуждение программы социально-экономического развития на новую пятилетку. Многие заложенные в нее параметры родились на диалоговых площадках, которые проходили в последние месяцы. За несколько недель до Всебелорусского народного собрания дискуссии активно идут в медийном пространстве.
После презентации программы в Министерстве экономики журналисты подходили и спрашивали, не слишком ли амбициозные задачи поставлены. В современном мире без постановки амбициозных задач ничего не получится. Сейчас все страны начнут просто бешеную гонку по восстановлению экономики, пострадавшей из-за пандемии. И если мы не будем грамотно рассчитывать свои силы и потенциал, то можем проиграть эту гонку. Тогда нас начнут рассматривать, как рынок сбыта, страну второго сорта. Допустить этого, естественно, нельзя.
– В новом пятилетии принят курс на внедрение и интеграцию информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий во все сферы жизнедеятельности. Готово ли общество к цифровой трансформации?
– Вопрос о готовности уже давно не стоит. Белорусский IT-сектор известен во всем мире. Степень информатизации нашей страны одна из самых высоких. Напомню о создании ПВТ, реструктуризации системы высшего образования, создана целая система переподготовки кадров для отрасли. В связи с политической ситуацией возникла некоторая турбулентность, но это тоже возможность извлечь урок. Мы часто подшучивали сами над собой по поводу стабильности и порядка в стране, мол, как-то тихо все. Наблюдая за Украиной, совершенно очевидно становится: затяжной период неопределенности, раскол в обществе ничего хорошего людям не приносят. Каждый имеет право высказывать свое мнение, но выход за рамки правового и конституционного поля прямым образом сказывается на экономике. Власть должна проанализировать ситуацию, опыт прошлого года, чтобы не допустить подобного в будущем.
– Сильный акцент в проекте новой программы социально-экономического развития страны сделан на регионах. Как лично Вы видите дальнейшее региональное развитие?
– Надо понимать, что отток населения из сельской местности, – объективная глобальная тенденция, с которой столкнулись все современные страны. В сельском хозяйстве идет модернизация, количество рабочих мест сокращается. Механизм по развитию социальной инфраструктуры на селе, который должен быть призван удержать молодежь, работает не в полной мере. Прежде всего, людям нужны рабочие места. Как сохранить уникальность белорусских регионов? Это большой вопрос. Многое достигнуто, но далеко не все задачи решены, опять же, по совершенно объективным причинам. В то же время допустить, чтобы половина страны жила в столице, как это происходит в некоторых других государствах, было бы неправильным. Предстоит хорошо потрудиться в сфере развития малого и среднего бизнеса, туризма, в привлечении инвестиций и создании новых производств в регионах. Тот же IT-сектор не должен концентрироваться в Минске. Гродненский регион, например, был бы очень удобен для специалистов этой передовой отрасли.
– В первые годы пятилетия анонсировано проведение конституционной реформы. Решение каких вопросов, на ваш взгляд, необходимо закрепить в главном документе страны?
– Речь о необходимости политической трансформации ведется достаточно давно. Вопрос поднял сам Президент. Но диалоговые площадки показали: далеко не все в обществе к этому осознанно готовы. С одной стороны мы видели уличный протест под лозунгом «давайте все поменяем». Однако, если задать людям конкретный вопрос, а чего вы хотите, какую форму государственного устройства, ответы можно услышать крайне разные. Наверное, правильно не торопиться с преобразованиями, пока в обществе нет четкой позиции, какой должна быть наша республика, – президентской, парламентской, смешанной. При этом есть ряд ключевых моментов. Первый касается перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством. Второй – увеличения роли политических партий. Белорусское общество, на мой взгляд, созрело для этого. Политики и эксперты понимают, что политические партии помогают решать множество насущных проблем, в том числе способны направлять общественные настроения в легальное русло, создавать дополнительные социальные лифты. Третий момент: наделение большим количеством полномочий местных органов власти, чем есть сейчас, – в сфере налогообложения, распределения доходов и управления собственными территориями, бюджетной сфере. Я бы еще обратил внимание, что Конституция затрагивает все сферы жизни, в том числе социальные приоритеты.
– Страна готовится к важному событию – Всебелорусскому народному собранию, где, в том числе будет обсуждаться программа социально-экономического развития Беларуси на новую пятилетку. Но некоторые всячески стараются подорвать доверие общественности к форуму.
– Порой просто нагнетают атмосферу, говоря, будто бы на собрании едва ли не примут новую Конституцию. Разумеется, это не так, не нужно доверять фейкам. Я вижу, что в обществе в целом существует понимание роли Всебелорусского народного собрания. Это один из этапов разрешения возникших противоречий, веха на пути к национальному примирению и народному единству. Самое главное, что придает собранию специфику, оно обобщит те предложения, которые обсуждались на диалоговых площадках. С моей точки зрения, оппоненты власти, которые отказались от участия в дискуссии, сильно ошиблись. Разговор был очень открытый. Приходили туда люди с протестными настроениями: кто-то из них, возможно, немного поменял свою позицию в итоге. Сейчас нужно пользоваться всеми возможностями для налаживания прямого разговора в условиях правового конституционного поля. Всебелорусское народное собрание в начале Года народного единства должно задать параметры современной цивилизованной общественной дискуссии без взаимных обвинений и угроз. Некоторые говорят, мол, юристы напишут Конституцию, но это выражает глубокое непонимание процесса. Юристы лишь выполняют социальный заказ, а сформулировать его должно само общество. Именно на это и направлен тот диалог, который сейчас идет в нашей стране.