Заказник «Дубатовское»: оазис на торфяниках, журавлиная симфония, клюквенные россыпи. Итогом полуторагодового проекта «ГП» станет книга «Гродненщина: заповедный мир»
Республиканский биологический заказник «Дубатовское» в Сморгонском районе в своем нынешнем виде образован в 2007 году.
Заказник из заказников
– В заказнике категорически запрещено вести какие-либо работы, разжигать костры (торф вспыхивает мгновенно), разбивать лагеря, устраивать стоянки транспортных средств, – продолжает Сергей Валерьевич. – Здесь нет экологических троп и наплыва туристов, и лишь в строго установленные сроки по разрешениям можно собирать клюкву.
Основа заказника – классический верховой болотный массив прибалтийского типа с двумя живописными озерками. По мнению ученых, девственное болото в заказнике образовалось во время ледникового периода. Его возраст – более семи тысяч лет. Эталонное болото!
– То, что верховое болото расположено в Гродненской области, – само по себе необычно, – подмечает заместитель директора Сморгонского опытного лесхоза Андрей Петровский. – Это болото прибалтийского типа – как Ельня, Долбинишки. Его не затронула цивилизация и мелиорация – оно остается в абсолютно естественном состоянии.
Выпуклость поверхности болота над прилегающими минеральными берегами составляет до четырех и более метров. Здесь расположено торфяное месторождение «Дубатовка», торфяная залежь которого почти на всю глубину сложена верховыми торфами. Общая площадь месторождения – 644 гектара.
– Биологическая функция болот заключается в том, что они являются местообитаниями специфичной флоры и фауны, – отмечает заведующий кафедрой ботаники Гродненского госуниверситета имени Янки Купалы Олег Созинов. – Болотные виды не могут существовать в других местообитаниях, например, на суходольных лугах, в лесах, степях или водоемах. Уничтожение болотных местообитаний неизбежно ведет к сокращению биоразнообразия, поэтому представляет большую опасность. По масштабам проявления биологическая функция болот относится к глобальному уровню, так как многие виды болотного разнообразия ежегодно мигрируют за пределы отдельных континентов.
Леса вокруг болот жидкие, смешанные, в основном сосновые и березовые, сильно обводненные. Они очень медленно растут, словно мучаются на воде…
Пройти по верховому болоту непросто, нужно знать тропинки, – от одного болота к другому есть переходы. Андрей Петровский и Александр Бибик – отличные проводники, с ними не заблудишься. Они же отведут на 40-метровую Лысую гору – своеобразную смотровую площадку, с которой можно увидеть болото, насладиться красотой местных пейзажей и послушать птичье многоголосье. Оттуда отчетливо видно, что часть болота не покрыта древесной растительностью, на одной части преобладает береза, на другой – сосна, и даже часть озера откроется взору.
Журавлиная симфония
На безымянных озерах собирается огромное количество птиц, особенно весной. И самые удивительные и прекрасные – журавли, крупные водно-болотные птицы. Журавли на Беларуси – символ долголетия, удачи и счастья. Каждую осень они улетают на юг, чтобы потом вернуться весной. В мире насчитывается 15 видов журавлей, и самый редкий из них – серый. Именно этот вид и облюбовал болото Дубатовское.
Представители лесхоза рассказали нам, что на болотах много змей, ящериц, встречаются даже черепахи болотные. Путешествуя по заказнику, можно найти следы обитания лося, глухаря, кабана, косули, лисы, волка. Животные и птицы чувствуют себя здесь вольготно, порой выходят к людям. Фауна заказника представлена 78 видами животных, включая 58 видов птиц. Из них охраняемыми видами являются серый журавль и барсук.
Люди на болоте
На краю болот ютятся маленькие уютные деревеньки с красивыми названиями – Дубатовка, Березы, Черняты, Абрамовщина, Лазовка, Гориденяты, хутор Липки… Считается, что болото и заказник получили свое название от поселения Дубатовка, известного с XIV века. Его славянское название в окружении балтских топонимов говорит о том, что этот населенный пункт стоял здесь еще в дохристианские времена. К слову, местные жители называют свою деревню Дубатовки – во множественном числе.
Прямо в деревне сохранились блиндажи, построенные в Первую мировую войну. На Сморгонщине осталось немало следов той войны, через район с сентября 1915 по февраль 1918-го проходила линия русско-германского фронта. Такие укрытия использовались от артобстрелов.
– От некогда большой деревни осталось немногим более тридцати жителей, – рассказывает Александр Бибик. – Но остались те, кто действительно любит эти места, природу и считает себя частью этой удивительной системы. Мы с супругой укоренились на родине своих предков – бабушек, дедушек – и счастливы от того, что наслаждаемся тишиной и гармонией с природой.
Были времена, когда сельчане самовольно копали торф, чтобы сделать брикет и отапливать дома, сено с болот заготавливали, мусор выбрасывали прямо в лесок у болота…
– Нынче этого нет. Люди стали понимать, что заказник – наше общее богатство, которое мы должны передать детям в нетронутом виде, а жить в красоте, не нарушая гармонию, важно для здоровья тела и главное – души, – подытоживает Александр Викторович.
Жодишки. Старая мельница, все перемелется…
Лет восемь назад в Жодишках снимались эпизоды фильма из цикла «Государственная граница». Невероятно красивый пруд, мост, а возле него – действующая водяная мельница XVIII века – все это можно было увидеть в кадре. Мельницу, к слову, выкупил и отреставрировал наследник бывших владельцев – Франц Жилко. Она – единственная действующая старинная водяная мельница на территории Беларуси. Мелет муку жерновами с помощью воды. В здании мельницы расположен музей водяной мельницы, где можно по-настоящему ощутить дух старины.
Впечатляет в Жодишках и здание бывшего иезуитского коллегиума. Оно хорошо сохранилось, сейчас принадлежит областному медучреждению. Потрясающей красоты уникальные места – находки для туриста. Рядом – Белая гора, единственный в стране скалодром (!)
Великая река
О Вилии, которая, кстати, подпитывается многочисленными речушками и даже ручейком из болота «Дубатовское», можно рассказывать бесконечно. Правый приток Немана, река двух стран – Беларуси и Литвы, входит в десятку основных рек нашей страны. Она питает водой два крупных города – Минск и Вильнюс, энергия ее вод используется для выработки электричества Вилейской ГЭС. Река невероятно извилиста и прекрасна, с низкими уютными, а порой высоченными обрывистыми берегами, покрытыми лесом. Одна из самых любимых туристами рек манит на сплавы не только жителей Беларуси, но и соседней Литвы, Польши, России.
– Местные жители называют реку Велля и утверждают, что ее название произошло от слова «великая», – рассказывает Андрей Петровский. – Когда-то она была полноводной, судоходной, по ней сплавляли лес. В водах великой реки водятся щука, окунь, плотва, лещ, линь, карась, верховодка, судак, форель ручьевая, угорь, налим. Но главная рыбная ценность Вилии – кумжа из семейства лососевых, которая прямиком с Балтики заходит сюда на нерест. А чайки, лебеди, бакланы, белая и серая цапли, разнообразные представители семейства утиных, бобры, выдра, косули, олени и другие представители фауны чувствуют себя у реки абсолютно безопасно.
Прекрасная девственная природа вкупе с уникальными памятниками культуры и истории делает Сморгонский край неповторимым.
Кревский замок, музей-усадьба Михала Клеофаса Огинского в Залесье, музей-усадьба Франтишка Богушевича в Кушлянах, стоянка первобытных людей вблизи деревни Лазовка, многочисленные храмы – места силы, в которых хоть раз в жизни важно побывать каждому белорусу. Чтобы понять, почему великие люди малой родины – композитор Михаил Клеофас Огинский, этнограф-лингвист Ян Карлович, композитор-дирижер Мечислав Карлович, писатели Франтишек Богушевич, Марьян Дукса, скульптор Владимир Теребун, ученый Григорий Залесский и другие, так любили эти нескончаемые просторы, загадочные болота, заливные луга и девственные леса…