Какие изменения планируют внести в новый Кодекс об образовании? Комментирует начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик
Потребность в изменениях законодательства оправдана и вызвана необходимостью отвечать на вызовы современности.
Как подчеркнул начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик, потребность в изменениях образовательного законодательства оправдана и вызвана необходимостью отвечать на вызовы современного общества.
– Последний раз Кодекс об образовании обновлялся в 2011 году, прошло практически 10 лет. И, разумеется, изменения необходимы, – сказал Руслан Абрамчик. – Нет сомнений, что каждое, даже самое незначительное новшество будет направлено исключительно на развитие системы образования нашей страны, создание современных и максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса.
Одной из важнейших новаций начальник главного управления образования назвал унификацию структур учреждений образования. Так, уменьшится количество типов учреждений образования, уйдет такая формулировка, как «ясли-сад», останутся только детские сады и дошкольные центры развития ребенка. Подобные изменения коснутся и средних специальных учреждений образования, что позволит избежать путаницы между общеобразовательными и профессионально-техническими лицеями. Все учреждения профессионально-технического и среднего специального образования согласно новому Кодексу будут называться профессионально-техническими колледжами. Но это не значит, что будут закрыты лицеи. Они останутся теми же учреждениями, дающими подготовку на уровне профессионально-технического образования, изменится по факту лишь название.
Новации Кодекса затронули и высшее образование. Как и прежде, останутся три типа учреждений: институт, университет, академия. Однако теперь будет запрещено использовать названия типов этих учреждений, если организация не является учебным заведением. Мера оправдана: не может называться академией организация, которая не соответствует характеристикам, предъявляемым к таким типам учреждения образования. Также нельзя будет назвать университетом некое общественное объединение, если оно не является учебным заведением.
Среди важных изменений – внедрение инклюзивных подходов в организацию образовательного процесса. Это обеспечит постепенный уход от специальных учебных заведений для детей с особенностями психофизического развития и поспособствует внедрению инклюзивной модели, когда ребенок с особенностями сможет обучаться в любом учреждении образования. Как отметил Руслан Абрамчик, нововведение потребует серьезной работы по подготовке педагогических кадров. Но, говоря об эффективности этого подхода, собеседник подчеркнул, что пользу получат в первую очередь семьи, где воспитываются дети с особенностями, кроме того, смогут повысить свои квалификационные навыки учителя.
– Нельзя не отметить и возможность использования модульного принципа в организации образовательных программ путем сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования. Государство вкладывает большие средства в приобретение оборудования для образовательной сферы, – говорит Руслан Абрамчик. – Но нужно понимать, что купить все необходимое одновременно во все учреждения образования невозможно. Сегодня самым современным оборудованием оснащены ресурсные центры, которых в Гродненском регионе шесть. Благодаря изменениям в Кодекс мы сможем обеспечить подготовку в этих учреждениях учащихся профтехов из любой области Беларуси.
Важным изменением начальник главного управления образования облисполкома назвал и то, что новый Кодекс об образовании будет предусматривать право учредителям учреждений образования определять наполняемость классов. Сейчас, исходя из конкретной объективной ситуации в конкретном учреждении образования, учредитель, то есть районный исполнительный комитет или районная администрация будут определять, сколько человек должно быть в том или ином классе.
По словам Руслана Абрамчика, изменений предвидится много. Всего проект содержит 64 главы и 297 статей. В действующем Кодексе, для сравнения, 63 главы и 295 статей. Действовать новый Кодекс об образовании начнет не ранее чем с сентября 2022 года, если будет доработан и принят в течение этого года.