Руслан Абрамчик: «Каждое новшество в Кодексе об образовании направлено на создание современных и максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса»

Руслан Абрамчик: «Каждое новшество в Кодексе об образовании направлено на создание современных и максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса»
Руслан Абрамчик, начальник главного управления образования облисполкома:

– Кодекс об образовании является основным и самым веским документом в образовательной сфере. Сейчас назрела необходимость внести в законодательство определенные изменения, которые бы описывали текущую действительность системы.

Одной из важнейших новаций Кодекса следует назвать унификацию структур учреждений образования: уйдет такая формулировка, как «ясли-сад», останутся просто детские сады и дошкольные центры развития ребенка. Подобные изменения коснутся и средних специальных учебных заведений. Все учреждения профессионально-технического и среднего специального образования согласно новому Кодексу будут называться профессионально-техническими колледжами. Это не значит, что будут закрыты лицеи. Они останутся теми же учреждениями, дающими подготовку на уровне профессионально-технического образования, изменится, по факту, лишь название.

На ступени высшего образования останутся три типа учреждений: институт, университет, академия. Однако теперь будет запрещено использовать эти названия, если организация не является учебным заведением. Организация не может называться академией, если не соответствует характеристикам, предъявляемым к таким типам учреждения. Некое общественное объединение, если оно не является учебным заведением, также нельзя будет назвать университетом.

На мой взгляд, подобное решение полностью оправдано. Важно подчеркнуть, что оно позволит избежать введения в заблуждение граждан. К примеру, некий индивидуальный предприниматель, который преподает курсы, использует для раскрутки личного бренда слово «университет». Люди, приходя в подобное заведение, платят деньги и на выходе не получают никакого документа государственного образца, подтверждающего полученные знания. Кроме того, мы сталкиваемся с рядом организаций, которые, не регистрируясь как учреждения образования и не проходя аккредитацию, оказывают образовательные услуги, называясь школами, гимназиями. Или с тем, как обучают детей школьного возраста на дому, в дистанционном формате, не неся при этом ответственность ни за безопасность детей, ни за качество знаний.

Среди важных изменений – внедрение инклюзивных подходов в организацию образовательного процесса. Это будет обеспечивать постепенный уход от специальных учебных заведений для детей с особенностями психофизического развития и способствовать внедрению инклюзивной модели, когда особенный ребенок сможет обучаться в любом учреждении образования. Данный вопрос, конечно, требует серьезной работы в подготовке педагогических кадров, чему мы уделим необходимое внимание на всех уровнях. Пользу, безусловно, в первую очередь получат семьи, где воспитываются дети с особенностями развития.

Нельзя не отметить и использование модульного принципа в организации образовательных программ путем сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования. Сегодня самым современным оборудованием оснащены ресурсные центры, которых в Гродненском регионе шесть. Благодаря изменениям в Кодексе об образовании мы сможем обеспечить подготовку в этих учреждениях учащихся профтехов из любой области Беларуси. Учащиеся, например, из Витебска смогут приехать в наш ресурсный центр, в течение недели освоить программу на современном оборудовании и продолжить дальше обучение в своем колледже. Такой же модульный принцип можно будет осуществлять в учреждениях общего среднего образования.

В целом изменений действительно много, и большинство из них необходимы для того, чтобы отвечать вызовам современного общества. И хоть впереди нас ждет еще второе чтение депутатами, уже можно говорить о том, что каждое, даже самое незначительное новшество, внесенное в Кодекс, будет направлено исключительно на развитие системы образования нашей страны, создание современных и максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса.