Снести нельзя Возродить. Рассказываем о судьбе пустующих и ветхих зданий Кореличского района

Опустевшие деревни, ветхие, пустующие дома на сельских улицах, заросшие кустарниками тропинки. С одной стороны, деревни вымирают, но с другой есть немало жаждущих прикупить домик в деревне горожан, которые устали от пандемии и «пряток» в каменных джунглях. Так можно ли объединить эти стороны медали? Как оказалось, это реально.

Обветшалые дома с провалившимися крышами, зияющими дырами вместо окон и осыпавшимся фундаментом превращаются в настоящий балласт для сельских советов. И жить в них некому, и землю занимают. А ведь расчищенные участки можно включить в сельскохозяйственный оборот или отдать под новую жилую застройку, продать на аукционе.

По информации Государственного комитета по имуществу, сейчас в стране около 7 тысяч заброшенных строений, что эквивалентно количеству жителей целого поселка городского типа. За 2020-2021 годы в реестр пустующих домов в Кореличском районе было занесено 34 строения, а в реестр ветхих – 40 сооружений. По словам главного специалиста управления жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства Кореличского райисполкома Людмилы Зайко, на данный момент Кореличским районным исполнительным комитетом принято 14 решений о сносе ветхих домов, наследники которых отказались от вступления в наследство. один человек сейчас находится в процессе вступления в наследство на родительский дом, двое планируют, уже готовят документы для проведения процедуры оформления собственности. Один человек также вступил в наследство пустующего дома, два пустующих дома путем прямой продажи были проданы покупателям. В результате проведенной работы судом Кореличского района в 2020 рассмотрено 24 заявления по внесению в реестр пустующих, из них удовлетворено 23. Всего за 2020 год было приобретено 3 дома из этих категорий: один в Мирском сельсовете, за который было выручено 10,2 тыс. руб., один дом в агр. Луки, один в Красненском сельсовете за 1016 руб., на данный момент оформляются документы еще по двум домам  в Лукском сельсовете. Также за 2020 год было принято решение о сносе 17 пустующих строений. На реализацию Указа № 357 было затрачено 25,4 тыс. рублей. бюджетных средств, а на 2021 г. выделена 51 тысяча рублей.

Луки стали одним из активных островков работы с ветхими и пустующими зданиями. О том, как проходит работа в этом направлении, нам рассказала председатель Лукского сельского исполнительного комитета Людмила Волчек:

– На территории сельского сельсовета комиссионно обследовано 33 жилых дома, 16 из которых внесены в реестр пустующих. В результате проведенной работы судом Кореличского района в 2020 г. рассмотрено и удовлетворено 6 заявлений. Решением суда дома признаны бесхозяйственными и переданы в собственность административно-территориальных единиц. По состоянию на 1 апреля 2021 года, снесено 18 жилых домов, из которых 11 пустующих, признанных судом бесхозяйственными, и 7 домов – собственниками. После сноса жилых домов в хозяйственный оборот вовлечено луговых земель сельсовета 2,12 гектара. За 2020 год вовлечены в сельскохозяйственный оборот земли Лукского сельсовета: 0,40 гектара в агрогородке Луки, в д. Вышково – 0,31 гектара и в д. Асташин – 2,93 га.

Несмотря на то, что многие наследники отказываются от родительского гнезда в деревне, все же находятся люди, готовые выкупить не только новые домики, но и старые, обветшалые здания, чтобы вдохнуть в них новую жизнь.

Так, например, Олег Емельянов-Бахтин переехал в Луки из Минска. Для себя он выбрал один из пустующих деревенских домов и обустроил его самостоятельно по всем законам городского комфорта. Олег Анатольевич рассказал нам о том, почему выбрал для себя именно такой вариант постройки:

– В Луки мы с сестрой переехали из Минска. Долгие годы прожив в столице, привыкли к комфорту, посещая страны Европы, выстроили для себя необходимые критерии для жизни. И знаете, жить так же, как в европейских городках, в Беларуси реально, если найти место, которое будет тебе по душе. У нас никогда и мысли не было, чтобы уехать из Беларуси, свою страну ни на что не променяем. Однако к выбору агрогородка мы подошли очень серьезно. Объехав десятки деревень и городских поселков, мы выбрали для себя Луки. Во-первых, здесь потрясающе красивая природа, во-вторых, есть все, что необходимо для жизни: магазины, банк, парикмахерская, баня, в-третьих, это ведь самое популярное направление: рядом Мирский и Несвижский замки, озеро Свитязь – места, которые пользуются спросом не только у белорусов, но и у туристов. Говоря о глобализации, я уверен, что недвижимость в нашем районе со временем сильно поднимется в цене, учитывая его выгодное расположение. Ветхий дом я для себя выбрал не наобум, а по его месторасположению: какой здесь участок, какие виды, а соседи – лучше не придумаешь. Люди, живущие в Луках, – настоящие трудяги, они честные и бескорыстные. Три года назад, когда я въехал в дом, здесь не было ровным счетом ничего. Сейчас же проведена канализация, сени превратились в комфортную кухню, по всему дому уложена плитка, обветшалые части заменены новыми, современными материалами. А все это сделано своими руками и с помощью соседей. Мужчинам по 80 лет, а у них хватает сил, чтобы не просто заниматься собственным участком, но и помочь другим. Они же помогли мне вырубить деревья возле второго участка, который я выкупаю по новому Указу Президента № 116. За сущие копейки я могу выкупить дом, сарай, участок, все, что так нужно для жизни. СПК «Луки-Агро» даже лошадь выдает – живи да радуйся. А ремонт – не такая большая проблема, все можно сделать и не нанимая рабочих, не тратя огромных денег на материалы, главное, – не бояться и делать. Дом рядом купила и моя сестра, один из домов перейдет брату. Можно сказать, получилось настоящее родовое гнездо.

Восстановить с нуля обветшалый деревенский домик решился и Сергей Гесть:

– Изначально мы с женой построили в Луках квартиру, но все-таки нам хотелось больше свободы. Здесь же мы выбрали для себя дом, сначала он был совсем обветшалый, не было ничего, что нужно для жизни, но зато свой. Пока шел ремонт здания, жили в квартире, приезжали только на работы, а после уже совсем перебрались в дом. У нас в здании есть газовое отопление, проведен водопровод, канализация, все удобства разместили в доме, сделали пристройку к зданию, сейчас хотим обустроить террасу, сделать ремонт в гараже, в дальнейшем можно и баней заняться. У нас тут и грядки, и теплицы, и коридорчик с виноградной лозой. На ремонт потратили не много, можно сказать, что уложились в стоимость самого дома. Конечно, многое я выпиливал самостоятельно, а вместо покупки дорогущих бетонных блоков и плит я сам сделал формы, которые заливал цементом. Так, постепенно из ветхого здания наш дом превратился в то, о чем мы давно мечтали. Конечно, до сих пор мы постоянно его совершенствуем. Хочу сказать, что это абсолютно реально, было бы желание.

А вот Светлана и Александр Реуцкие переехали в уже обустроенный дом в деревне:

– О том, что перебрались из квартиры в дом, мы ничуть не жалеем. Мы жили и в городе, и в деревне, поэтому переехали осознанно, взвесив все «за» и «против» сельской жизни, – рассказал Александр Леонидович. – В доме нам комфортнее, здесь чистый воздух, тишина, спокойствие, здесь все свое. Есть и банк, и магазины, и транспорт позволяет добраться быстро и недорого. А что еще нужно? Сейчас, выбирая между новой квартирой и нашим деревенским домом, мы бы в любом случае сделали выбор в пользу того, что имеем.

К сожалению, появляется не так много желающих на то, чтобы взяться за работу по восстановлению старых домов, да и на то, чтобы выкупить комфортные здания, которые теряют своих хозяев в период глобализации. Однако 24 марта в Беларуси был подписан Указ Президента №116 «Об отчуждении жилых домов сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами». С новым указом был упрощен порядок продажи сельской недвижимости, стала возможной покупка домика в деревне за небольшую стоимость вплоть до одной базовой величины и трехлетняя рассрочка оплаты равными платежами без индексации. Указ предусматривает два варианта продажи пустующих зданий – аукцион и прямая продажа. При аукционе цена формируется на основании рыночной стоимости дома и может поэтапно снижаться вплоть до 1 базовой величины. Прямая продажа дома пока возможна по рыночной стоимости, однако в то же время облисполкомы наделяются правом определять населенный пункт, где пустующие дома могут быть проданы сразу за 1 базовую величину. По общему же правилу к цене в одну базовую можно будет прийти только в том случае, если на протяжении нескольких аукционов подряд на дом не найдется покупателей. Тогда его и выставят на торги за одну базовую величину.

Документом также упрощается порядок отчуждения жилых домов в сельских населенных пунктах и городах районного подчинения, которые были построены до 8 мая 2003 года. Теперь отчуждаться такие дома могут без наличия правоудостоверяющих документов на них. Главное — чтобы сведения о жилых домах были внесены в похозяйственную книгу сельского исполкома или они были построены на участках, предоставленных в соответствии с законодательством.

 

Наталья СОКОЛЯНСКАЯ

Фото автора

1