О том, как и чем все эти годы жила служба занятости Кореличского района, мы беседуем с ее ветеранами

С принятием в 1991 году Закона «О занятости населения Республики Беларусь» началось создание системы государственной поддержки граждан, потерявших работу. Сложные 90-е коренным образом изменили не только рынок труда в нашей стране, но и подход к оказанию госуслуг. О том, как и чем все эти годы жила служба занятости Кореличского района, мы беседуем с ветеранами службы.

Ирина Ковалевская пришла в службу занятости района в 1989 году экономистом. Затем освоила обязанности инспектора.

— Основной нашей задачей тогда была регистрация и постановка на учет безработных, — вспоминает Ирина Васильевна. — Мы заводили специальные личные карточки, которые вели вручную. Только в 1992 году получили первый компьютер. Кажется, даже в райисполкоме такой техники не было, только у нас и в банке. Дело в том, что с 1992 года началась выплата пособий по безработице, поэтому нужно было вести верный учет тех, кто не имел работы, заниматься отчетностью, начислять пособия.

Пик безработицы пришелся на 1996 год. Тогда через службу занятости района проходило не меньше 300 человек в месяц. Многих направляли на переобучение в Минск, Гродно, Новогрудок, в Кореличское профтехучилище. В общем, где открывались курсы, туда людей и направляли. И все это за государственный счет: оплата курсов, проживание, дорога, стипендия. Занимались трудоустройством с переселением людей в другие районы страны. В основном кореличчане переезжали на работу в колхозы. В эти сложные годы многие жители района получали у нас субсидии и открывали свое дело. Помогали всем: и школьникам летом поработать, и людям с инвалидностью почувствовать себя нужными. Помню, отправили на курсы обувщиков мужчину, у которого были проблемы с ногами. Он тогда успешно обучился в Барановичах, вернулся в район, работал, был очень благодарен. Хочу отметить, что тогда чаще работу искали женщины, они были более заинтересованы в том, чтобы в семье был стабильный доход.

Безусловно, наша работа была и остается непростой. Ведь приходилось работать с людьми, которые приходили со своей проблемой, просили о помощи. Да и люди были разные: из мест лишения свободы, длительно не работающие, пожилые женщины приводили своих нерадивых сыновей… Каждого нужно было услышать, каждому помочь. Можно сказать, мы работали еще немного и психологами.

Валентина Лазаревич, которая работала в службе занятости с 1991 года бухгалтером, вспоминает годы перестройки как очень непростые:

— На предприятиях района происходили сокращения, маленькие организации вовсе закрывались. Безработных тогда было много, а вот вакансий наоборот — крайне мало. Даже уборщицей устроиться было непросто. Люди к нам шли потоком, безусловно, помогали, чем могли. Многих направляли на переобучение, предлагали работу в других регионах страны.

Первые годы работали без компьютеров, вручную заполняли расходные ордеры на пособия по безработице. Садились втроем и дня три-четыре писали не поднимая головы. Потом появился компьютер, работать стало проще.

Теперь вспоминаю 90-е и думаю о том, чтобы это никогда не повторилось. Ведь работа для человека — это не только возможность прокормить семью, но и почувствовать себя нужным обществу.

Инна ЛЕЙКО
Фото из архива В. ЛАЗАРЕВИЧ