Специально для «Гродзенскай праўды» Петр Петровский: «Изменения в белорусском законодательстве полностью отражают тенденции последних лет в мире по трансформации законодательства о массовых мероприятиях»
Второе направление касается изменений в части работы представителей СМИ на массовых мероприятиях. События 2020 года продемонстрировали, что некоторые журналисты, работники СМИ использовали свое служебное положение для агитации белорусов и призывов к участию в незаконных массовых мероприятиях, а также координации действий правонарушителей согласно полученным инструкциям. Факты были установлены, некоторые журналисты уже привлечены к ответственности, а нормативно-правовая база расширяется, чтобы предупредить и не допустить подобные действия со стороны журналистов. Так, в законе записано, что журналисты не имеют права при исполнении своих обязанностей выступать в качестве организаторов или участников массовых мероприятий.
Есть вопросы и к качеству освещения незаконных массовых мероприятий, когда журналист фактически занимается агитацией, обелением, оправданием правонарушителей, дискредитируя белорусскую правовую систему, законодательство Республики Беларусь, покрывая и оправдывая правонарушения. Чтобы этого не допустить, были также произведены изменения в законе. Отныне введен запрет на освещение в режиме онлайн массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка, в целях их популяризации и пропаганды. Законом расширяется перечень информации, распространение которой в СМИ и на интернет-ресурсах запрещено.
Все эти изменения полностью отражают тенденции последних лет в мире по трансформации законодательства о массовых мероприятиях. Например, несколько лет назад было ужесточено законодательство во Франции: в Париже был отменен уведомительный принцип массовых мероприятий и введен разрешительный, в Великобритании весной были введены в законодательство о массовых мероприятиях нормы, направленные на предупреждение массовых беспорядков и ужесточение ответственности за это. То есть мы видим, что белорусские изменения логично вписываются в тенденции изменений в законодательстве западных стран и весьма актуальны в связи с прошлогодними событиями.