Комитет государственного контроля Гродненской области проверил сферу ЖКХ
Сфера жилищно-коммунального хозяйства всегда была и остается одной из ключевых, имеющих значение для государства, общества, экономики, а также для каждого человека.
Всех жителей области волнуют вопросы как качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг, так и суммы начислений за данные услуги, которые занимают немалую долю в наших расходах.
Вопросы контроля за снижением затрат организациями жилищно-коммунального хозяйства Гродненской области, обеспечения ими эффективного использования бюджетных средств и государственного имущества рассмотрены на коллегии Комитета государственного контроля Гродненской области.
Обсуждены выявленные контролерами системные недостатки и отрицательные тенденции, которые не позволяют наладить эффективную работу организаций ЖКХ, а также тормозят развитие отрасли.
Особое внимание обращено на проведение работ по капитальному ремонту жилищного фонда. Отмечены установленные завышения стоимости выполненных работ на объектах капремонта в Слонимском ГУП ЖКХ, КУП «ЖКХ Гродненского района», несоблюдение нормативных сроков выполнения работ большинством организаций, что связано с несвоевременной разработкой проектно-сметной документации. А здесь не всё гладко, по состоянию на 01.05.2021 г. отсутствовала ПСД на 15% объектов, запланированных к вводу в 2021 году (не обеспечена в полном объеме разработка ПСД Волковысским, Гродненским, Зельвенским, Лидским, Новогрудским, Ошмянским, Сморгонским, Щучинским районами).
Рассмотрено состояние систем теплоснабжения, отмечено невыполнение в 2020 году областью доведенного задания по замене тепловых сетей, существующие в текущем году проблемы в части отсутствия ПСД по замене сетей теплоснабжения в Берестовицком, Гродненском, Зельвенском, Ивьевском, Свислочском и Слонимском районах.
Затронуты вопросы замены сетей водоснабжения и водоотведения, невыполнения отдельными организациями ЖКХ заданий по их замене, превышения нормативов неучтенных расходов воды, а также обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества. При достижении областью в 2020 году уровня обеспечения потребителей водоснабжением питьевого качества 97,5% (при доведенном показателе 94,2%) не обеспечено выполнение доведенного задания Дятловским РУП ЖКХ. Наиболее низкий показатель обеспеченности водоснабжением питьевого качества сложился также в КУП «ЖКХ Гродненского района», Зельвенском, Свислочском и Островецком РУП ЖКХ.
Рассмотрен на коллегии вопрос выполнения поручений Главы государства по вопросам образования и использования отходов. Озвучены установленные нарушения и недостатки в этой сфере в части неисправного состояния контейнеров, отсутствия ограждений контейнерных площадок, ограниченности доступа к ним, их размещения в ненадлежащих местах, захламления строительным и бытовым мусором территорий. Качество оказания услуги по вывозу твердых коммунальных отходов порой неудовлетворительное. И все это влечет обоснованные нарекания граждан.
На коллегии акцентировано внимание на нарушениях бюджетного законодательства в части незаконного получения средств из бюджета. Такие факты были выявлены в КУП «ЖКХ Гродненского района», УЖРЭП Ленинского района г. Гродно, Слонимском ГУП ЖКХ.
Вновь прозвучали установленные контролерами нарушения при проведении государственных закупок, закупок в строительстве. Такие нарушения допущены Берестовицким РУП ЖКХ, Слонимским ГУП ЖКХ, УЖРЭП Ленинского района г.Гродно, КУП «ЖКХ Гродненского района».
Не обеспечен контроль за выполнением работ по техническому обслуживанию жилищного фонда. Завышения стоимости выполненных работ установлены в УЖРЭП Ленинского района г.Гродно, КУП «ЖКХ Гродненского района».
Отдельными организациями ЖКХ допущены нарушения законодательства в области арендных отношений, о бухгалтерском учете, не обеспечивается достоверность государственной статистической отчетности.
По итогам заседания коллегии высказаны предложения в адрес УЖКХ Гродненского облисполкома, ГО «ЖКХ Гродненской области», даны конкретные поручения руководителям организаций ЖКХ по соблюдению законодательства, снижению затрат при оказании жилищно-коммунальных услуг, что позволит повысить качество услуг, навести порядок и повысить эффективности работы в данной сфере.