Специально для «Гродзенскай праўды» Петр Петровский: «Расторжение соглашения о реадмиссии – зеркальное решение белорусского руководства в ответ на санкции Евросоюза»
– Соглашение о реадмиссии Беларуси с ЕС предполагало, что нелегальные мигранты, которые попадают с территории Беларуси в страны Евросоюза, должны быть экстрадированы за счет белорусской стороны, что приносит достаточно большие финансовые издержки. И в период, когда ЕС ввел ряд санкций против нашей страны, было бы абсурдно продолжать выделять деньги на эти цели. Беларусь больше не готова нести материальные затраты для пресечения иммиграционных потоков в ЕС. Это зеркальное решение белорусского руководства, ответ на санкционные действия Брюсселя в отношении нашей республики.
Евросоюз натыкается на подобный ответ не впервые. Достаточно вспомнить политику руководства Турции в 2015-2017 годах: отказ создавать лагеря для беженцев на своей территории и открытие границы для проникновения их в Европейский союз. Мы видели, какой кризис мигрантов это вызвало. В этой ситуации стоит принять во внимание нестабильную ситуацию в Сирии, Ираке, Афганистане. Известно, как массово граждане этих стран, в том числе солдаты, переходят на территорию Таджикистана. Думаю, в ближайшее время в связи с этим произойдет существенное увеличение миграционных потоков. Если учесть, что Беларусь расторгла соглашение о реадмиссии с ЕС, можно прогнозировать, что достаточно большое количество мигрантов будет проникать в Прибалтийский страны и Польшу.
Кроме того, не стоит забывать, что Афганистан занимает центральное место в мире по производству наркотических средств. Это дает повод спрогнозировать, что вместе с миграционными потоками в страны ЕС начнут просачиваться наркопотоки и нелегальная продажа оружия. Как минимум эти риски сегодня встают перед странами Евросоюза. Для Беларуси же в этой ситуации главное – обеспечить безопасность внутри собственной страны и всеми дипломатическими методами доносить нашим западным коллегам, что их европейские ценности требуют лояльного отношения к беженцам.
Логичным и последовательным считаю решение руководства страны о приостановке участия в инициативе ЕС «Восточное партнерство». С начала ее действия Беларусь видела в инициативе возможный инструмент инвестиций для модернизации экономик восточно-европейских стран. Но, к сожалению, все наши проекты, которые предлагались, отвергались стороной Евросоюза. Запад видел в восточном партнерстве инструмент по финансированию некоммерческих организаций, которые являлись фактически контрагентами стран ЕС. Наша страна состояла в «Восточном партнерстве» почти 13 лет, и за эти годы мы не получили того, чего хотели. Более того, Беларусь находилась в дискриминационном положении. Имиджевые издержки, политические риски, которые несло «Восточное партнерство», в том числе санкции, продиктовали решение о том, что Беларусь не может участвовать в данной инициативе.
Выработка ответных на санкции мер продолжается. Говоря о том, какие могут быть приняты решения, это прежде всего максимально мобильная переориентация белорусских производителей на евразийский и китайский рынки. На мой взгляд, стоит также проработать введение контрсанкций в отношении западной сельхозпродукции, товаров общего потребления. В первую очередь для того, чтобы увеличить производство собственной продукции, тем самым расширив импортозамещение.