Что такое «Белорусский дом в Украине», который возглавлял Виталий Шишов?
В Украине продолжается расследование гибели белоруса Виталий Шишова.
Кто такой Шишов? И это очень важный вопрос, с учётом того, как дальше развивались события. Переехал Виталий в Украину осенью 2020-го из Гомеля, в эпицентре протестов в Беларуси, то есть в Минске, даже не был. Скажу, как есть: кто такой Шишов – до этой недели белорусские госСМИ, равно как и зрители, знать не знали. Он не был каким-то лидером протестов, не был рьяным радикалом – не выделялся ничем. Такой же, каких сотни в Беларуси и сегодня. Ну, ходил и ходил на митинги, Бог с ним.
Но в Киеве Шишов стал работать в организации под названием «Белорусский дом в Украине». Я сейчас сделаю намёк: странное совпадение, что в организациях на денежных потоках – «Белорусские дома» в Украине и Польше, BYSOL в Вильнюсе, – работает много выходцев именно из Гомеля. Там сейчас коллеги работают с особым пристрастием.
Чем занимался Шишов в «Белорусском доме» в Киеве? Видимая часть работы простая: помогал релокантам, контактировал с «диаспорами», организовывал акции против белорусской власти – неприятно, но терпимо. Ничем выдающимся Шишов не занимался. Но сразу после того, как нашли его тело, все оппозиционные ресурсы при поддержке радикальных украинских и псевдодемократических европейских мгновенно начали раскручивать тему, что Шишов стал жертвой «режима Лукашенко», его ликвидировал всемогущий белорусский КГБ. Никаких доказательств этому нет – но когда им вообще нужны были доказательства? И вот уже к вечеру вся эта истерия привела всех в единственно возможную точку кипения, которая и стала поводом моего дополнения. Акция у посольства Беларуси в Киеве.
Мы снова видим эмоциональную девушку и снова слышим призывы из Украины «взять оружие в руки» и бороться против нас. Ещё раз, Шишов, да простят меня его родные и близкие, не представлял никакого интереса – но из него за день сделали сакральную жертву. Вопрос – кто сделал и зачем? А теперь – чуть подробнее об организации «Белорусский дом в Украине», которая была создана совсем недавно, осенью, после протестов в Минске. О таком же объединении в Варшаве в интервью Маркову рассказывал Протасевич: «Белорусский дом» в Польше – это фактически контора по отмыванию денег и распределению их в нужные руки. В них, нужные руки, попадали миллионы долларов, выделенные фондами и грантами на якобы борьбу за демократию в Беларуси. Одни денег якобы дали, другие – якобы приняли, реально тем, кому нужна помощь, бросили крохи, остальное распилили между собой. Есть основания считать, что в «Белорусском доме» в Украине было то же самое.
Но не только. Девушку зовут Анастасия Хомич-Базар (это двойная фамилия). Она тоже после августовских событий уехала из Беларуси, в Украине занималась тем, что сейчас модно называть «активностями». И она действительно активна: со многими знакома, со многими сотрудничала, вела протестные Telegram-каналы и так далее. Пересекалась она и с «Белорусским домом» в Украине.
Анастасия, я надеюсь, что после этого эфира у вас будет всё хорошо, но вам нужно позаботиться о своей безопасности. Лучший вариант – вернуться в Беларусь. Потому что в этой рубрике мы покажем одно ваше голосовое сообщение о «Белорусском доме в Украине», которое вы записали в январе. Его уже показывали в марте наши коллеги на СТВ, но сегодня эти тезисы заиграли новыми красками.
Анастасия Хомич-Базар: «Голосом запишу, потому что много писать. Короче, история такая, что её (организацию «БДУ» – ред.) создали Алена Толстая – это еще БНФовка такая, т.е. оппозиция того времени: 2000-х или раньше даже. Вот с кем-то… И, по легенде, она заболела коронавирусом, дала свой телефон, и этот кто-то, с кем она создала, забрал у нее, короче, доступ, собственно, её турнули. Захват произошел. Но проблема в том, что потом «Белорусский дом» связался с Боцманом, если ты знаешь кто это такой».
Вокруг Боцмана и вертится вся история и с «Домом», и с Шишовым. Боцман – это псевдоним, как и Малюта. Обоими именами представляется Сергей Коротких – неонацист, воевал на Донбассе в составе батальона «Азов», ультраправых взглядов. Позже был начальником отдела охраны объектов стратегического назначения МВД Украины. И это очень важный факт! Запомните его – и теперь послушайте продолжение рассказа о том, как Коротких, он же Боцман, он же Малюта, захватывал «Белорусский дом» в Украине.
Анастасия Хомич-Базар: «Короче, это человек, который родился в России, жил в Беларуси, приехал сюда воевать на стороне Украины, и за это ему Порошенко дал паспорт. Потом я узнала, что Порошенко не хотел, но Аваков настоял, Аваков – министр внутренних дел, ну короче, вояка. И между нами, по информации анархистов, это наёмник Авакова, короче. Он занимается очень нехорошими делами. Вплоть до того, что анархисты говорили, что он со своими «молодчиками» убивали бездомных людей. Ну и это, конечно, стремный, ультраправый. Он набирает себе таких же головорезов. И в какой-то момент «Белорусский дом» вроде как подмял Боцман под себя. От этого начали открещиваться все другие организации, которые с «Белорусским домом» вообще никак не контактируют. Плюс была ситуация на марше, который они организовали. Большой марш белорусский, когда с марша выгнали парня, который был до этого на прайде со словами: «Типа, ты что, не знаешь, что это за марш? Это марш «правых». Вали отсюда, а не то тебя побьют». И девушка написала, которая ходила на все марши белорусские в Украине: «В этот раз какой-то капец, как будто бы я попала в стадо тихарей белорусских и бандюгов». Ну, потому что там было много вот этих».
Такие вот дела… Добавлю: министр МВД Украины Арсен Аваков, возглавлявший ведомство с 2014 года, подал в отставку 13 июля, меньше двух месяцев назад. А ещё…
Заместителя «Белорусского дома» в Украине сегодня… не пустили в Украину. Всё бы ничего, но выглядит Родион Батулин… вот так. А не пустила этого слишком мощного для просто оказания помощи релокантам мужчину… Служба безопасности Украины, Батулину на 3 года в страну въезд запрещён, причины – под грифом «секретно».
Может, это уже и не так важно, но предлагаю дослушать то, что говорила о «Белорусском доме» в Украине Анастасия Хомич-Базар.
Анастасия Хомич-Базар: «Потом, когда мы завели канал «А кому легко…», нам написал админ этого канала: «Давайте репостить друг друга». И я ему уже тогда напрямую: «Знаете, мне не нравится риторика вашего канала». Там типа вот они сделали «Варту света» – охранять крест, который поставили напротив посольства, чтобы его не убрали. Ну и Боцман писал в чате, там, типа, хватит сидеть в теплых квартирах. Типа, быстро сюда там охранять. Ну и такая риторика очень агрессивная. И мне этот админ канала… Они, мне кажется, сейчас сами открещиваются от Боцмана. Он скинул мне пост, где они писали о том, что «Варта света» – это не их проект и т.д., и т.д. И он мне сам написал: «Сейчас не время делить на правых и левых. Мы все сейчас должны быть заодно». И у меня с ним коммуникации более-менее наладились, с админом «Белорусского дома». Но если кратко, итог, то неоднозначная организация из-за присутствия в ней Боцмана. И многие с ней не хотят, боятся либо открещиваются сотрудничать».
Мы уже много раз говорили, что в Украине проблемы с криминалом. Вот сегодня в здание правительства ворвался мужчина с гранатой. Ещё раз – в здание правительства ворвался мужчина с гранатой. Оружие из зоны конфликта и после конфликта течёт по Украине рекой, а ручейки пытаются вылиться и к нам.
Виталий Шишов умер. И всем выгодно попытаться повесить это на Минск, пока с нами напряженные отношения у Европы. Евросоюзу и их СМИ выгодна политизация этой смерти, нашим беглым и радикалам внутри нужна сакральная жертва, особенно – перед годовщиной выборов, чтобы она стала триггером новых протестов. Кому-то зачем-то нужна и политизация этого дела в Украине – кому? Мы верим, что их полиция разберётся, но ещё раз – Шишов для белорусской власти был никем. И, кажется, парень просто оказался не в том месте и не с теми людьми рядом. И там, где криминал и большие деньги. Спросите у самих украинцев, и они вам подтвердят – очень многие денежные направления у нашей южной соседки «крышуются» радикалами. А вокруг них, и вам это тоже подтвердят простые украинцы, уже годами – и убийства, и странные суициды.
Никакой политики в смерти Шишова не было. Она началась потом. Меня зовут Игорь Тур, и я дополнил тему.