Листобой, зимник, свадебник – народные традиции и приметы октября

Листобой, зимник, свадебник – народные традиции и приметы октября

Наши предки называли этот месяц не только «кастрычнiкам», но и «грязником», «зимником», «листобоем».

Приближается октябрь. Наши предки называли этот месяц не только «кастрычнiкам», но и «грязником», «зимником», «листобоем». Кроме хоровода кружащихся в воздухе листьев, сбора урожая и заготовок на зиму, второй месяц осени открывал период осенних свадеб. Подробнее в традициях и приметах октября разбирается корреспондент sb.by.

Предстоящая неделя начинается с большого христианского праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Отмечается в честь Креста, на котором был распят Христос. Воздвижение Креста символизирует путь, ведущий к спасению. Понятие спасения народ распространил на те блага, которые получил с божьей помощью от своих великих трудов на земле. В этой связи считалось, что к данному дню все выращенное на земле должно быть убрано.

27 сентября по представлениям предков — последнее прощание с теплом. Говорили так: «Пасля Узвiжання халат — з плеч, а кажух — на плечы». При этом добавляли: «Ключы ад лета ў шэрай галачкi, яна iх толькi па вясне прынясе». Примечали, что в этот день змеи и ужи последний раз греются на солнце, а затем уползают на зиму в норы. По этой причине на Воздвижение ходить в лес опасались, верили, что первый весенний и последний осенний укусы этих «паўзуноў» — самые опасные. Считалось, что с этого дня медведь ложится в берлогу до праздника Комоедицы.

28 сентября — день мученика Никиты, прозванного в народе «гусятником». И не зря. С этого времени начинался отлет гусей. Отсюда и поговорка: «Гуси летят, зиму на хвосте тащат».

29 сентября почитали святого Михаила. Примечали: «Калi на Мiхала з поўначы вее, то не май на пагоду надзеi».

По наблюдениям, 1 октября обычно собираются в дорогу журавли. Оттого этот день прозвали в народе «журавлиным летом».

2 октября на Зосима, пчелиного заступника, на пасеках собирают мед, подготавливают улья к зимовке.

Пора сбора грибов. Издавна дары леса занимали значимое место на столе белорусов. В прежние времена собирали в большинстве боровики, рыжики, «краснагаловiкi», лисички и подберезовики, прозванные в народе «бабкамi». Ко всем остальным грибам «пераборлiвае вясковае насельнiцтва» относилось пренебрежительно. К слову, в довоенное время грибов в белорусских лесах собирали столько, что иногда везли возами.

Лес по представлениям наших предков — пространство особенное. В мифологии противостоит понятию «селение — паселiшча». Оно может быть добрым для того, кто знает его законы, соблюдает и уважает их.

В старину считалось, что каждый лесной массив имеет «гаспадара». Называли его по‑разному: «Лесавiк», «Верасовы дзядок», «Лясны дзед», «Лясун», «Лясны хазяiн», «Дабрахот». Вера в Лесовика служила становлению свое­образного экологического равновесия между человеком и природой. Лесовик в родном пространстве был довольно большого роста, а в поле уменьшался и становился почти невидимым. Он «апекаваўся пра звяроў, птаства ды ўсё лясное насельнiцтва», сберегал их от «паляўнiчых» — браконьеров, а лес — от пожаров. К человеку, отдающему «павагу» лесу, относился по‑доброму, мог наделить его знахарскими способностями и помогать в промыслах. Лесовик помогал пастухам найти заблудившуюся «жывёлку» или же сам пригонял ее домой. Приносящего вред лесу и природе лесовик, в представлениях предков, мог заставить блудить, напугать, не дать возможности развести огонь, даже при наличии «крэсiва цi запалак», отнять у него удачу в охоте не только на зверя, но и на ягоды‑грибы, причем навсегда. Наша поговорка указывает на вечность этого пространства: «Не было нас — быў лес, i не будзе нас, будзе лес».

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!