Учитель Мария Хиневич — о том, как изменилась система образования за 30 лет, чему она учится у первоклассников и как «отключается» от школы дома

Стаж работы Марии Хиневич составляет уже 34 года, из которых 33 она проработала в средней школе № 1 г.п. Кореличи. В этом году ее портрет украсил районную Доску почета, и не зря, ведь Мария Николаевна – настоящий профессионал своего дела. Из года в год она совершенствует свои навыки, ищет новые подходы к обучению и вдохновляет своих учеников на участие в научно-исследовательских работах.

– Мария Николаевна, расскажите о своем профессиональном пути. Как, на Ваш взгляд, изменилась система образования за годы Вашей работы в школе?

– За 30 лет система образования очень сильно изменилась, разумеется, в лучшую сторону. Сейчас время семимильными шагами движется в сторону высокотехнологичных систем как обучения, так и использования информации. Каждый учитель постоянно старается постичь что-то новое, интересное, что помогло бы заинтересовать современное поколение.

Я сама очень благодарна людям, которые были рядом со мной в начале моего педагогического пути еще на стадии выбора профессии. Мои школьные годы прошли при замечательном директоре Евгение Михалкевиче, а моим классным руководителем была его жена, Ирина Михалкевич. Именно они меня вдохновили пойти дорогой педагога, они выступили для меня эталоном человечности и профессионализма. Когда я впервые пришла на работу, моим руководителем стал чудесный директор, который не контролировал процесс обучения, а учил, — Вячеслав Аполоник. Именно он меня направлял, учил, за что хотелось бы сказать ему огромнейшее спасибо.

За время моей работы сменилось много руководителей, однако каждый из них внес огромный вклад в развитие той школы и системы образования Кореличского района, что сейчас есть. Главное, что управление образования района всегда слышало и слышит своих учителей, прислушивается к их просьбам и помогает в решении проблем.

Я — учитель начальных классов. В школьные годы моего сына я была его первым учителем, а после сама училась у его педагогов. Всегда, приходя домой после уроков, он делился со мной, что же им рассказывали сегодня на занятиях, чем заинтересовали, что было непривычным, увлекательным. А я слушала и думала: «А почему я так не делаю? Стоит тоже попробовать».

Честно говоря, в последнее время я начала замечать, что первоклассников мы сейчас обучаем тому, что сами изучали раньше только в высшем учебном заведении. Предметные программы сильно усложнились за эти годы, однако нельзя сказать, что они даются детям сложнее. Вовсе нет, ребята все так же легко усваивают материал, они намного прогрессивнее прошлых поколений. Они растут в совершенно другом мире, который позволяет им быстрее развиваться. Больше скажу, с этими детьми интересно, мы сами многому учимся от них. Порой удивляешься, как точно они умеют задать вопрос. Иногда даже ставят этим в тупик. Если заинтересовать их предметом, они будут всеми силами проявить себя, делать все с горящими глазами и удовольствием.

– Что, на Ваш взгляд, самое сложное в работе учителя?

– Самой большой проблемой любого педагога является постоянная нехватка времени. Мне всегда мало урока, хочется растянуть его, постараться дать как можно больше интересного материала. Точно так же и с жизнью вне школы. Приходя домой, всегда приходится заниматься школьными делами: то проверка тетрадей, то подготовка к урокам. Но несмотря на любые трудности, я понимаю, что когда учителю интересно с детьми, интересна тема его предмета, то и детям будет интересно учиться. Поэтому для каждого своего класса я стараюсь придумать что-то новенькое, развиваться вместе с ними, изучать что-то из года в год, а не идти по накатанной дорожке.

– Насколько тяжело «отключиться» от школы в личной жизни?

– Учителю всегда хочется немного руководить, это отражается и в семье. Мой сын уже взрослый, он мужчина, который сам устроил свою жизнь, у него сформированы собственные взгляды, своя позиция. Всегда я старалась во всем его поддержать, выслушать, не осуждать, не высказывать каких-то недовольств. Если мне что-то не нравилось или настораживало, я спокойно выслушивала и старалась донести свою мысль в максимально сдержанной форме. Я считаю, важно вести диалог, объяснять, рассказывать свою позицию. И не важно, ученик перед тобой или близкий человек.
Я могу с полной уверенностью сказать, что мой муж и сын стали для меня самой настоящей опорой, моими лучшими друзьями. Как говорится, «за каждым успешным учителем стоит тот, кто позволяет ему быть хорошим учителем», вот и мои мужчины позволяют мне им быть. Они помогают мне во всем, не мешают дома заниматься школьными проектами, дают полезные советы.

– Назовите пять самых важных качеств, которыми должен обладать педагог.

– Любовь к детям, справедливость, позитив, умение перевести серьезную ситуацию в шутку, обширный кругозор и, конечно, умение идти в ногу со временем.

– Какие достижения в своей работе Вы считаете самыми значимыми?

– Я довольно часто участвую в различных конкурсах как педагог, однако самыми значимыми достижениями для меня являются достижения моих учеников. Мне очень интересно готовиться вместе с ними к научно-исследовательским конференциям, искать интересные сведения, делать запросы в различные информационные фонды, брать интервью, посещать экскурсии, проводить практические эксперименты. Мои ученики, которые были авторами лучших исследовательских работ, удостоены чести попасть на районную Доску почета. Среди них Алексей Горбик с работой «Земля под белыми крыльями», Надежда Кошур – «Боршевик Сосновского. Опасное соседство» и Вера Шевченко – «Первоцветы нашей местности».

– Расскажите, как Вы празднуете День учителя.

– Для меня первые месяцы осени – это один большой праздник. 1 сентября — мой день рождения, день рождения мужа, День учителя – праздники идут один за другим. Но несмотря на это, я всегда отмечаю свой профессиональный праздник, получаю поздравления от родных, близких. На День учителя всегда старается приехать в гости сын, вместе мы любим выбраться на природу, насладиться красотой вокруг. И я с большим удовольствием хотела бы поздравить всех учителей Беларуси с этим замечательным праздником. Хочу пожелать им крепкого здоровья, позитива, достатка и личного счастья, ведь человек может творить лишь когда он здоров, оптимистичен и когда у него все хорошо!

Наталья СОКОЛЯНСКАЯ
Фото из архива героини