Благодаря ему люди смогли полететь на Луну. Удивительная судьба уроженца Кореличей Бориса Кита
Фото из открытых интернет-источников
Регалии Бориса Кита можно перечислять долго. Заслуженный профессор Мэрилендского университета, старейший член Американского общества астронавтики, почетный член Британского межпланетного общества и многое другое. Однако всего этого могло и не быть. Жизнь выдающегося ученого дважды находилась в опасности, но он смог выбраться из передряг и дожить до 107 лет. Рассказываем историю знаменитого белоруса.
Отец Бориса Кита был родом из деревни Огородники Новогрудского уезда Минской губернии. Однако сразу после учебы Владимир Кит переехал в Санкт-Петербург, где ему предложили должность служащего в Министерстве почт и телеграфов. Именно в столице Российской империи простой белорусский парень познакомился со своей будущей женой – Ксенией Зуровой. Вскоре у пары появился сын – Борис. Однако петербургское детство будущего ученого было недолгим: грянувшие Февральская и Октябрьская революции усложнили финансовое положение молодой семьи, поэтому уже в 1918 году ей пришлось перебраться на малую родину Владимира – в Кореличи, частью которых стали Огородники.
Скриншот видео / ОНТ
Не стал историком из-за лени
Несмотря на нелегкую жизнь, родители делали все возможное для того, чтобы Борис получил качественное образование. Отец по вечерам учил его грамоте, а в 1926 году, когда мальчику нужно было идти в 6-й класс, устроил его в престижную Новогрудскую гимназию, куда постоянно возил на коне. Ходят легенды, что Владимир Кит подарил директору гимназии воз картошки, чтобы сына взяли на учебу. Насколько она правдива, судить сложно, однако Борис хорошо учился и проявлял склонности к творческим дисциплинам: любил рисовать и даже открыл поэтический кружок. Более того, к 16 годам парень в совершенстве владел французским языком, а также свободно разговаривал на немецком и английском. Но больше всего его привлекали культура и история родных мест. Поэтому неудивительно, что, когда настала пора поступать, он решил подать документы на исторический факультет Виленского университета имени Стефана Батория.
Скриншот видео / ОНТ
Правда, историком Борис Кит так и не стал. Дело в том, что юное дарование поленилось стоять в большей очереди желающих поступить на исторический факультет, поэтому Кит подал документы на физмат, где народа было в разы меньше. В итоге точные науки настолько сильно запали в душу Борису, что, еще учась на 3-м курсе, он уже преподавал математику в одной из белорусских гимназий в Вильно, а позже стал ее директором.
В 1939 году, после присоединения территорий Западной Беларуси к СССР, Борис Кит вернулся в Новогрудок, где продолжал трудиться в сфере образования. Дальше была работа инспектором школ в Барановичской области. При его содействии в регионе появилось несколько десятков средних и сотен начальных школ белорусской направленности. Все шло своим чередом, пока не громыхнула Великая Отечественная война.
Скриншот видео / ОНТ
Бежал вместе с немецкими солдатами из-за страха попасть в лагеря
Наступление немцев Борис Кит застал в деревне Лебедево рядом с Молодечно, где работал в народной школе. Стремясь избежать арестов, вскоре он переехал в Поставы и возглавил там учительскую семинарию. Правда, ускользнуть из лап гестапо у педагога не получилось, и он, по подозрению в связях с партизанами, попал в тюрьму, где провел месяц. По воспоминаниям Кита, каждый день нацисты расстреливали по 25 заключенных. И вскоре очередь дошла бы и до него, если бы на помощь не подоспели бывшие ученики, которые благодаря связям смогли спасти своего учителя.
Однако после немецкой тюрьмы перед Борисом Китом замаячил ГУЛАГ, так как советская власть считала его чуть ли не пособником нацистов и ярым националистом за то, что он преподавал историю на белорусском языке. Чтобы не угодить в лагеря, ученый был вынужден уйти вместе с отступающими немцами. Сначала он попал в Германию, откуда через пару лет перебрался в США.
Скриншот видео / ОНТ
Успех на жидком водороде
В 1950 году Борис Кит активно занимался химическими исследованиями. Перспективного и талантливого ученого подметили местные власти. Уже в 1954 году Киту и его жене предоставили американское гражданство, а самого Бориса привлекли к масштабным космическим исследованиям. На долю белоруса выпал поиск состава абсолютно нового вида топлива, которое смогло бы доставить аппараты на Луну. Именно Борису Киту принадлежит идея создания ракетного топлива на основе жидкого водорода, ставшего стартером для отправки «Аполлонов» и «Шаттлов», а позже и человека на Луну.
beltaplus.by