Что привлекает школьников в педагогические классы, рассказывают учащиеся СШ г.п. Мир им. А. Сташевской
В работу современной школы прочно вошло профильное обучение, о его значении для будущего профессионального самоопределения уже давно речь не идет. И примерно пять-шесть лет назад возникла идея об открытии педагогических классов как одной из форм профориентации старшеклассников, позволяющей не только приоткрыть дверь в практическую педагогику, но и создать возможность попробовать себя в новой ситуации, в новом качестве, в качестве учителя.
Уникальность такого опыта, когда учитель-предметник становится твоим педагогом-наставником, открывающим, что стоит за ежедневным учительским трудом, оказалась востребованной. Тем более что к сотрудничеству с педагогическими классами в школах области активно подключился Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка.
Первый педагогический класс был открыт в нашей школе в 2015/2016 учебном году. С тех пор он обязательно «присутствует» в жизни старшеклассников, и это уже состоявшаяся реалия нашей школы. О нас знают, о нас наслышаны, у нас есть свое доброе имя. Благодаря высокому профессионализму наших педагогов Людмилы Владимировны Петрович, Инны Васильевны Хиневич, Елены Алиевны Смольской, Екатерины Геннадьевны Шнырко ребята увидели и сумели почувствовать, из чего складывается работа учителя, что она не сводится к простому проведению уроков и выставлению отметок. Помимо собственного глубокого знания и владения предметом, учитель должен уметь передать свои знания обучающемуся так, чтобы у ребенка возникли и интерес, и стремление к получению новых, более глубоких знаний. И не важно, какой предмет ты преподаешь, главная задача педагогического класса в том и состоит, чтобы ты в первую очередь попробовал отыскать в самом себе и склонность, и интерес к передаче знаний другим. Традиции ланкастерской школы на Беларуси имеют давнюю историю. Ведь идея педагогического класса тоже в основе своей опирается на принцип «равный обучает равного», но только уже на гораздо более высоком и качественном уровне.
Конечно, было бы не совсем верным ожидать, что выпускники педклассов все как один дружно поступят в педагогические вузы, но ребята обретают определенный опыт не только в выборе будущей профессии, они глубже познают самих себя, обретают навыки объективной самооценки, своего собственного «Я». И, тем не менее, более десяти выпускников школы связали свое будущее с профессией педагога и тепло вспоминают свои первые шаги в педагогическом классе.
Следует сказать об одном маленьком наблюдении. В нашей школе никогда никого не упрашивали попробовать себя в составе педагогического класса. Ребятам просто предлагали, и случаев отказа практически не было. А это вполне можно считать проявлением высокого доверия ребят к педагогам школы, к их профессионализму и человеческим качествам.
Что еще привлекает ребят посещать «педагогические занятия», об этом мы спросили ученицу 10 класса Довиденко Екатерину, и вот что она отметила: «В этом году я выбрала для себя класс педагогической направленности. Считаю, что профессия педагога является актуальной в наше время, ведь педагог должен давать не только знания, но и подготавливать детей к взрослой жизни, находить отдельный подход к каждому ребенку. Я счастлива, что на моем жизненном пути встречаются только лучшие педагоги, на которых хочется равняться».
В нашем учреждении образования одной из эффективных форм работы с учащимися педагогических классов является факультатив «Введение в педагогическую профессию», который ориентирует ребят на продолжение образования в вузах педагогического профиля, а также способствует формированию личности, ориентированной на освоение профессионально-значимых компетенций, а также способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Еще один важный момент. В программе педкласса большое внимание уделяется развитию и совершенствованию навыков взаимодействия и работы в команде. Умение находить общий язык со сверстниками постепенно трансформируется в коммуникативные навыки в работе с учениками. Не секрет, что принцип «делай, как я тебе сказал» давно утратил свою действенность и эффективность, особенно в среде современной молодежи. Специальной особенностью данных занятий выступает их ориентированность на развитие личности старшеклассников в ответственный период социального взросления, формирование у них нравственной культуры, познавательных интересов и развитие способности к творчеству.
Учащиеся педагогических классов принимают активное участие в различных конкурсах, форумах и фестивалях, педагогических марафонах и вебинарах, организуемых Белорусским государственным педагогическим университетом им. М. Танка, Гродненским государственным университетом им. Я. Купалы, Гродненским областным институтом развития образования, и занимают в них достойные места.
Важная миссия учителей нашей школы – вызвать интерес старшеклассников к педагогической профессии и укрепить их в решении стать педагогом.
Валерий БРАНТ,
учитель ГУО «Средняя школа г.п. Мир им. А. И. Сташевской»
Екатерина ШНЫРКО,
педагог-психолог