«К нашим претензий нет, тормозят соседи». Так оценивают водители-дальнобойщики ситуацию с многодневной очередью на границе с Польшей и Литвой
Пункт пропуска «Кузница Белостоцкая» до сих пор на замке, что доставляет немало неудобств грузоперевозчикам.
Говоря о причинах транспортного затора на границе, официальный представитель Гродненской пограничной группы Надежда Масевич отмечает, что проблемы оформления грузового транспорта на границе связаны в первую очередь с невыполнением нормативов пропуска грузовиков через границу Польшей и Литвой. Так, например, при пропускной способности пункта пропуска «Берестовица» 500 грузовых автомобилей в сутки в одну сторону сопредельным пунктом пропуска «Бобровники» оформляется не более 350 грузовиков. Аналогичная ситуация фиксируется и на литовском направлении.
– И это при лучшем раскладе. Нами отмечается неритмичность работы сопредельных служб по приему транспортных средств, – замечает Надежда Масевич.
«Стою уже восьмые сутки…»
Одним из наиболее загруженных остается литовское направление. Въезда в Литву перед пунктом пропуска «Привалка» ожидает более полутысячи большегрузов. Дальнобойщики, оказавшись в приграничной ловушке по причине закрытия пункта пропуска, пребывают в томительном ожидании. Учитывая темпы продвижения, а как рассказывают водители, день на день не приходится – можно проехать и 200 метров, и километр – транспортная колонна сократится не скоро. С ситуацией на границе знакомимся и мы. На подъезде сразу оцениваем масштабы: очередь из фур растянулась километров на восемь. Заметного движения нет. Сидящие в кабинах водители время от времени вглядываются вдаль, выходят на перекур.
– За последние сутки ситуация особо не улучшилась: машина продвинулась метров на 400. И это хорошо, был период, когда за 35 часов вообще не сдвинулся с места. Надеюсь, что вскоре удастся попасть в терминал, хотя и там придется провести часов 9-10, не меньше. Постараться ускорить процесс могла бы сопредельная сторона, но такого рвения у литовской таможни, увы, не наблюдается. Процедуры проводят очень медленно.
Обстоятельства, конечно, нетипичные. И повлиять на них мы, к сожалению, не в силах, соглашаются коллеги-дальнобойщики, присоединившиеся к разговору.
– У нас здесь штиль, – иронизируют они, заключая, что ничего в данном случае не поделаешь.
– На такое длительное «приключение» на границе, конечно, не рассчитывал. Но и жаловаться не буду. Запасы еды есть, не голодаю. Вода тоже, в случае чего можно на роднике, что поблизости, набрать. Многие ребята так и делают. К тому же, если продукты питания на исходе, здесь купить их можно в автолавке. Пообедать за деньги предлагают местные, но я не покупаю, – дополняет Олег.
– Приезжала уже два раза. Сегодня в меню запеченные кролик и курица, колбаски, гречка с мясом, также суп, на десерт медовик. Думаю, до конца недели хватит, – рассказывает Божена Семеняко.
– Надеюсь, что к этому времени уже пересеку границу, здесь я с пятницы, – говорит Андрей. – За шесть лет работы с подобной внештатной ситуацией сталкиваюсь впервые. Но деваться некуда. Жду.
В заторе на пути своего следования ждут и остальные. Начинает смеркаться. На часах – половина шестого. Мимо проезжает автолавка. Стоящие рядом водители грузовиков подтверждают: приезжает уже не первый раз. Наблюдаю: за покупками никто не торопится. Может, не знают, что приехали!?
– Знают, оповещаю всех в группе в Вайбере, а когда подходят, прошу, чтобы передали по рации, – уточняет продавец автолавки Елена Кузьмицкая.
– Что покупают? – интересуюсь.
– Покупают все, что нужно: молочку, колбасу, хлеб. Хорошо расходится сладкое. Впервые приезжала сюда в это же время в прошлый понедельник, в субботу находилась с 10 до 17 часов. В начале этой недели, следуя по маршруту в деревню Привалки, тоже делали остановку. Понимаю, что с хвоста колонны никто не пойдет к нам несколько километров. Но и это не проблема, если видим группу людей на дороге, всегда притормаживаем, входим в положение. Это же не сложно, – делится Елена Кузьмицкая.
К слову, оживления у магазина на колесах в этот день мы так и не застали. В течение 40 минут – ни единой души. Очевидно, водители не голодают. В беседе они сами не раз подчеркивали, что к автолавке скорее идут пополнить имеющиеся продуктовые запасы, к примеру, купить минеральной воды. Да и в случае чего подсобить дальнобойщикам охотно готов местный бизнес. Он тут сориентировался быстро: предлагают комплексные обеды за 11 рублей, горячие пиццы…
– Чтобы водители не испытывали неудобств и обеспечивались санитарные требования, вдоль затора из фур дополнительно установили 4 мусорных контейнера и 5 биотуалетов. При деле дорожные службы: работники ДЭУ-52 РУП «Гродноавтодор» следят за чистотой автодороги, – рассказал заместитель председателя Берестовицкого райисполкома Валентин Гузаревич.
За содействие и неравнодушие водители большегрузов благодарны. Вот только на повестке у них один главный вопрос: как скоро удастся пересечь границу и продолжить свой путь. Замечают: к белорусским службам претензий нет, работают слаженно, а вот сопредельные стороны тормозят. Как подчеркнула Надежда Масевич, в целом на польском и литовском направлениях договоренность по пропуску большегрузов сопредельной стороной выполняется не более чем на 70 процентов.
А ведь чтобы ускорить работу, по сути, требуется немного – всего лишь с большей ответственностью отнестись к выполнению своих задач и пойти друг другу навстречу.