Специально для «ГП» Александр Маркевич: «По заявлениям польского солдата Эмиля Чечко впору провести международное разбирательство, так почему правозащитные организации до сих пор не заняты этим?»
Заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александр Маркевич:
– Ситуация с польским солдатом Эмилем Чечко, попросившим убежища в нашей стране, а также сделанные им сообщения об обстоятельствах несения службы по охране границы и фактах издевательств и убийств беженцев и волонтеров, находится на первых полосах многих печатных и интернет-изданий. Ситуация, случившаяся с этим молодым человеком, вероятнее всего, стала следствием того, что его психика не справилась с диссонансом между политическими лозунгами и жестокой реальностью, и он сам выбрал альтернативный путь, подсказанный совестью.
Сведения, которые сообщил польский военнослужащий, нуждаются в тщательной проверке и разбирательстве, прежде всего на международном уровне: необходимо разыскать могилы и останки погибших, установить обстоятельства их гибели, опросить очевидцев. Следственный Комитет Республики Беларусь уже допрашивает его для документирования сообщаемых обстоятельств убийств и внесудебных расправ. В Польше, польских средствах массовой информации также есть свидетельства о десятках беженцев, погибших в ходе миграционного кризиса. Для тщательной проверки необходимо, чтобы подключились международные и правозащитные структуры, так любящие твердить о соблюдении прав человека – ОБСЕ, ООН и другие европейские организации. Почему же они до сих пор не прочесывают лес в поисках возможных пропавших жертв?
Соглашусь с оценками некоторых политологов и экспертов, что поступок польского военнослужащего и представленная им информация является беспрецедентной в Европе 21 века и в целом в мировой истории. Сам же факт случившегося и оценки со стороны польских граждан в интернете и СМИ четко свидетельствуют об авторитете нашей страны, которая в ходе миграционного кризиса показала человеческую суть своей миграционной и пограничной политики, продолжает поддерживать беженцев и добросовестно выполняет договоренности по отправке беженцев в страны, откуда они прибыли.
Налицо существенный раскол польского общества. Мы отчетливо видим реакцию простых граждан на поступок и заявления Эмиля Чечко. В Польше немало тех, кто его поддерживает, высказывает слова сочувствия. Все отчетливее раздаются голоса с требованием допустить журналистов, правозащитников и представителей международных структур в польское приграничье. Реакция же официальной польской стороны на случившиеся – неумелые попытки представить Чечко насильником, горьким пьяницей и наркоманом, облить его ушатом грязи, приговорить в расстрелу и объявить в розыск. Однако один только факт, что парень служит в армии с 2018 года, говорит о многом.
Когда польская пропаганда объясняла, что размещение танков «Леопард» и насыщение приграничья войсками необходимо для борьбы с мигрантами, это вызывало улыбку из-за их неспособности придумать правдоподобное объяснение милитаризации границы. Но когда мы наблюдаем повторяющиеся факты нахождения на границе пьяных польских военнослужащих (что фиксируется объективными средствами контроля за границей), случаи их гибели по неосторожности, то заявление польского перебежчика не кажется таким уж нереальным. Поверить в сказанное Эмилем Чечко несложно и после применения поляками в ноябре 2021 года свето-шумовых гранат и водометов с опасными для здоровья гербицидами и пестицидами против беженцев, множественных фактов избиений мигрантов, смертей мужчин, женщин и даже детей.
Есть еще один немаловажный фактор, чтобы прислушаться к словам солдата, – продолжающееся чрезвычайное положение в польском приграничье, куда по-прежнему ограничен доступ журналистов, волонтеров, правозащитников и простых граждан. Но никто даже не звука не подает о нарушении «свободы слова». В целом позиция польской стороны воспринимается как жалкие попытки скрыть правду и сместить акценты, а польское политическое руководство в этой ситуации выглядит лицемерно, грязно и мерзко.
На мой взгляд, самый актуальный и разумный ход в данной ситуации — провести международное разбирательство, обнародовать мировой общественности его результаты и сесть за стол переговоров с белорусской стороной для урегулирования миграционной ситуации на границе. Да и для бизнеса и народов государств-соседей крайне необходимы контакты на политическом уровне. Ставка же на политику санкций отдаляет наши страны и народы друг от друга все дальше. Санкций мы не боимся, ибо у нас есть немало возможностей для развития и без Евросоюзовского вектора, но есть ли смысл окончательно ломать то, что создавалось десятилетиями?