Антоний, архиепископ Гродненский и Волковысский: «Изменения в главном законе будут создавать траекторию дальнейшего доброго развития всей страны»
— Сейчас проводится большая работа по внесению изменений в Основной Закон страны, и, конечно, возможность поучаствовать в обсуждениях, внести свои предложения предоставляется каждому гражданину Беларуси. Церковь очень внимательно следит за этим процессом и, безусловно, не остается равнодушной. Соответствующие замечания были разработаны всеми членами Синода с учетом мнений наших верующих людей, а также принимая во внимание учение православной церкви, духовно-нравственную традицию белорусского народа, которая насчитывает уже более тысячелетия.
Церковь — это народ Божий. Православные граждане Республики Беларусь — люди активные, обладающие четкой позицией по самым актуальным вопросам развития общества. Поэтому не сомневаюсь: все наши верующие примут самое деятельное участие в предстоящем референдуме. Они очень переживают за то, чтобы в Конституции были учтены те духовно-нравственные традиции, которые стали основой нашей национальной идентичности и культуры, создали благоприятные предпосылки для того, чтобы Беларусь обрела и сохранила суверенитет. При этом мы нисколько не сужаем представление о духовно-нравственных ценностях, ведь у нас многоконфессиональная страна.
И первое, на что хотелось бы обратить внимание — это изменения в Преамбулу и введение в ней упоминания Бога, поскольку Он является учредителем порядка, добра и мира. Если говорить об истории нашего Отечества, то без представлений о высшей истине, идеале не сложились бы те традиции, которыми мы сейчас гордимся и благодаря которым мы можем себя идентифицировать как белорусы. Глубокое культурное наследие Беларуси так или иначе связано с выражением веры наших предков. Это прекрасные храмы различных конфессий, это жемчужины литературы, начиная с жития преподобной Евфросинии Полоцкой и проповедей святителя Кирилла Туровского, это произведения искусства: иконы, деревянные скульптуры, замечательные рукописные и печатные книжные памятники, оригинальные элементы храмового декора, прославившие наших народных мастеров даже за пределами Родины — например, художественные изразцы или ажурная резьба по дереву, которая так и называлась «белорусская резь». Поэтому мы считаем необходимым внести в Преамбулу следующее дополнение: «Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности перед Богом и людьми за настоящее и будущее Беларуси…» В этом случае мы не выступаем какими-то новаторами. Упоминание Бога есть в Конституции Российской Федерации, ряде законов европейских государств. Эта поправка свидетельствует об осознанности нашего исторического и цивилизационного выбора. Ведь мы верим, что изменения в главном законе будут создавать траекторию дальнейшего доброго развития всей страны.
Второй момент, на который очень внимательно обращает свой взгляд Церковь, — это вопрос начала человеческой жизни. Согласно христианской точке зрения, жизнь человека начинается с момента зачатия. Эмбрион во чреве будущей мамы — это уже человек, жизнь которого только во власти Бога. Это, на наш взгляд, должно найти отражение в Конституции в виде поправки в Статью 24: «Каждый имеет право на жизнь с момента зачатия». Для нас это незыблемая истина. Вместе с тем данное изменение продиктовано демографическими проблемами, которые переживает практически весь мир. У нас достаточно много абортов, и людям мы должны говорить о том, что процедура прерывания беременности не только квалифицируется Церковью как грех — она приравнивается к убийству.
Не менее важным для нас является вопрос семейных ценностей, который отображен в Конституции посредством утверждения, что брак есть союз мужчины и женщины. Мы предлагаем еще более конкретизировать эту формулировку и считаем, что в Статье 32 должно быть отмечено: «Брак — добровольный союз мужчины и женщины по рождению…» Чем обосновано такое предложение? Возникло оно ввиду того, что сейчас, к сожалению, мы наблюдаем массу посягательств на премудро устроенное Богом человеческое естество. Почему человек начинает отвергать свою природу, экспериментировать с ней? Потому что он становится на место Бога и претендует на то, чтобы во главу угла своей жизни (а то и жизни всего общества, если речь идет о людях, влияющих на умы) ставить свое собственное мнение, полностью отвергая заповеди Божии. Церковь крайне негативно относится к практике смены пола. Наш пол — это не дело нашего собственного выбора, выбора наших родителей или каких-либо посторонних людей. Это естественное благословение Бога. А то, что Бог создал, человек не может изменить. Такие попытки воспринимаются Церковью как вызов Богу — и как колоссальный вред, который человек, сам того не осознавая, наносит себе.
Для нас, православных христиан, главное — любить Бога и ближнего своего, исполняя тем самым основные Евангельские заповеди. Высочайшая наша ценность — семья. Народ Беларуси — тоже семья, и мы как члены этой семьи призваны жить в мире, слышать и беречь друг друга, заботиться об общем благе. Надеемся, что внесенные в Конституцию поправки вызовут только позитивное развитие белорусского общества, ведь к вопросу изменений мы подходим достаточно осмысленно, при этом вглядываясь в историю нашего Отечества.