Путешествуем по маршруту «Православные святыни Кореличского района». Чудеса церкви святой Живоначальной Троицы
(Продолжение. Начало в № № 96, 97 от 2021 г., № 2 от 2022 г.)
Свято-Троицкая церковь в г.п. Мир благодаря своей умиротворенности и искусно написанным старинным иконам чем-то напоминает музей, где можно бесконечно любоваться строгими чертами ликов святых и скромным убранством. Жители Мира своей почти 500-летней святыней гордятся, ведь это один из древнейших храмов, который никогда не закрывался. Почти 90 лет назад сюда торжественно внесли чудотворную икону Божьей Матери Почаевской, благодаря которой люди исцеляются от тяжелых болезней.
Регент Валентина Ивановна Трацевская, которая находится при храме более 30 лет, рассказывает, что церковь была возведена в 1533-1550 годах в виде продолговатого креста. Сначала она была православной, затем униатской, в 1839 году вновь была возвращена православным христианам.
Пожар 1865 года причинил храму сильные повреждения, уцелели одни стены, удалось спасти часть внутреннего убранства — иконостас и богослужебную утварь. После этого, в 1873-1875 годах, церковь капитально отреставрировали на средства прихожан, перестроив до неузнаваемости: вместо памятника архитектуры раннего барокко получился храм в псевдорусском стиле с пятью небольшими куполами и звонницей. Над дверью размещен список с иконы Андрея Рублёва «Святая Троица».
Икона-целительница
Над царскими вратами расположен образ Почаевской Божьей Матери с исходящими от нее солнечными лучами. Именно она ежегодно 5 августа становится центром притяжения верующих не только из Беларуси, но и соседних стран. К ней идут и едут преклонить колени те, кто болеет сам или его близкие в надежде исцелиться.
Валентина Трацевская рассказывает историю появления иконы в храме:
— С 1917 года настоятелем этого храма был отец Владимир Свирский. Его матушка Екатерина была сильно больна: белокровие, жить оставалось ей около двух месяцев. Матушка Екатерина рассказала отцу Владимиру о том, что она стала часто видеть во сне матерь Божью Почаевскую, которая говорила одни и те же слова: «Преклонишься перед образом моим — будешь здорова». Тогда батюшка понял, что медлить нельзя, собрал одиннадцать священников и они отправились в Почаевский монастырь. Александровской железной дорогой со станции Городея они добрались до монастыря. Отец Владимир просил у настоятеля и монахов на время икону, но они были против того, чтобы святыня покидала монастырь. Но и отказать в такой просьбе они тоже не могли. Поэтому настоятель монастыря принял решение: написать единственный спис, который положили на оригинал и молились над ней двенадцать дней. Затем по Александровской железной дороге икону доставили до станции Городея.
5 августа 1933 года в местечке Городея икону передали отцу Владимиру Свирскому и прибывшим с ним священникам. 16 километров шли они до Мира с песнопениями, собирая по пути народ. Когда икону внесли в храм, помогли войти в него матушке Екатерине. Она преклонилась и начала молиться. Спустя три недели она вошла в храм уже без посторонней помощи. Ей становилось лучше с каждым днем, вскоре медицинское обследование показало, что болезнь отступила.
Валентина Трацевская рассказывает, что по меньшей мере 7 человек получили исцеление, помолившись матери Божьей Почаевской:
— Как-то в Мир приехала группа туристов из Санкт-Петербурга. Одной женщине в дороге стало плохо, стремительно начала развиваться гнойная ангина. И тогда они с мужем пошли искать аптеку, но первой им на глаза попалась церковь. Тогда супруги вошли в храм и помолились у иконы-целительницы. И каково же было их удивление, когда женщина вдруг почувствовала себя совершенно здоровой. Теперь каждый год они приезжают сюда 5 августа, чтобы поблагодарить за исцеление.
Привозили в храм и 8-летнего мальчика, у которого была опухоль. Когда же настало время операции, врачи с удивлением увидели, что операция уже не нужна: опухоли не стало. Через два года после этого удивительного случая семья мальчика приехала в Мир и рассказала об этом в церкви.
Рассказы о матери, которая в поисках спасения для своего сына-врача привезла в Мир маленькую иконку, приложила к Почаевской и отвезла сыну, который вскоре выздоровел, о женщине, утратившей слух после операции и обретшей его во время богослужения, о молодом человеке, страдающем псориазом и излечившемся, а после привозившем сюда своих знакомых, — все это дает надежду получить исцеление по вере своей.
Икона-гобелен от китайских купцов
В давние времена местечко Мир было крупным торговым центром: здесь пересекались направления основных дорог, куда съезжались купцы не только из близлежащих городов и стран, но даже из Китая и Японии. В декабре здесь проходила особенно крупная ярмарка, которая была приурочена ко дню святого Николая и длилась четыре недели.
В конце ноября 1890 года купцы из Китая, которые везли товар на ярмарку, прибыли в Столбцы. Взяв лошадей, они поспешили в Мир. В дороге путников застала сильная метель, лошади сбились с пути и брели в неизвестность. Купцы подумали, что погибнут в чужом краю. Однако вдруг возле саней появился необычный старик со светлым лицом в золоченой одежде и указал купцам дорогу. Вскоре они услышали звон колоколов и увидели купола Троицкой церкви. Здесь они и остановились на ночлег. Утром путники пошли в храм, чтобы поставить свечу в благодарность о своем чудесном спасении, и вдруг увидели икону святого Николая Чудотворца. И в эту же минуту все узнали в нем того самого старца, который указал им дорогу.
Через два года китайские купцы вновь появились на мирской ярмарке и в знак благодарности привезли икону-гобелен святого Николая-Чудотворца, изготовленную из китайского шелка и выложенную жемчугом.
В этом же году в Мире произошел крупный пожар, который захватил и храм. Внутри он выгорел почти полностью. Когда расчищали пожарище, под пеплом обнаружили уцелевшую икону Николая Чудотворца. Ни одна нить, ни одна жемчужина на ней не пострадали.
Верить в чудодейственную силу святынь или нет, каждый решает сам, но несомненно одно: скромное величие храма и старинные образа, которые являются ярким примером иконописания прошлых столетий, не оставят равнодушным даже самого заядлого скептика.
Инна ЛЕЙКО
Фото автора и из архива Виктора Бунчука