Жуховичи — родина трех Евангелий. Продолжаем исследовать туристический маршрут «Православные святыни Кореличского района»

(Продолжение. Начало в № № 96, 97)

Дорогие читатели, продолжаем исследовать туристический маршрут «Православные святыни Кореличского района». Мы уже побывали в храмах Кореличей, Райцы и Цирина. Сегодня отправляемся в Большие и Малые Жуховичи, где расположены церковь святых апостолов Петра и Павла и храм Рождества Иоанна Предтечи.

Два Евангелия и священник-педагог

Настоящим украшением агрогородка Большие Жуховичи является церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянная, выкрашенная в желто-зеленый цвет, скромная, как и большинство сельских святынь. Но стоит только зайти внутрь и сразу чувствуешь, что это место, намоленное веками. Местная жительница Анна Мамончик, которая всю жизнь проработала в местной школе учителем, а теперь, как она сама говорит, стала помощником священника, подтверждает мои ощущения:

— Наша церковь построена в 1700 году по фундации канцлера ВКЛ князя Кароля Станислава Радзивилла и является одной из старейших деревянных церквей в Беларуси. Строили ее жители сразу четырех деревень без единого гвоздя. С Божьей помощью в ней никогда не останавливались Богослужения: ни в годы хрущевских гонений, ни в годы атеизма, ни в годы военного лихолетья, когда храмы разрушали, превращая их в склады и клубы.

Документы, которые хранятся в Национальном историческом архиве Беларуси, свидетельствуют, что в Больших Жуховичах церковь существовала еще в 1680 году и была построена в честь Успения Панны Марии. Именно в этом храме было создано Жуховичское Евангелие, написанное рукой пресвитера церкви Лукаша. Евангелие датируется 13 апреля 1668 года. Теперь этот памятник старинного книжного рукописания хранится в Центральной библиотеке Академии наук Литвы.

Есть данные и о том, что в Больших Жуховичах было написано еще одно более раннее Евангелие, датированное XIV веком. В книге Адама Мальдиса «Белорусские сокровища за рубежом» написано: «…Это касается также иллюстрированного Жуховичского Евангелия XIV столетия, изъятого из Петропавловской православной святыни, находящейся в деревне Большие Жуховичи нынешнего Кореличского района».

Настоятели храма и прихожане всегда заботились о том, чтобы церковь была в надлежащем состоянии. Они постоянно жертвовали немалые суммы на ее ремонт и приобретение икон. Например, в 1873 году на устройство нового иконостаса было собрано 740 рублей, приобретен образ Божьей матери Казанской на сумму 160 рублей, серебряные сосуды за 100 рублей и многое другое.

Интересна история появления здесь иконы Серафима Саровского. Местный житель Александр Бычек как-то отправился на заработки в Санкт-Петербург. Мужчина ехал поездом, который на станции «Псков» потерпел крушение. К счастью, все обошлось благополучно, и в честь чудесного своего спасения Александр Бычек привез из Петербурга икону Серафима Саровского, которую передал в храм святых апостолов Петра и Павла.

Сразу под тремя иконами: Николая Чудовторца, Успения Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла — есть дарственные надписи, которые свидетельствуют о том, что они пожертвованы храму в честь спасения царя Александра II после неудавшихся покушений на его жизнь.

Интерес представляет копия иконы Петербургской Божьей Матери, подаренная храму в августе 1943 года. Эта дата связана с трагедией семьи Долмат из Жуховичей. Во время войны они помогали партизанам: пекли хлеб, доставали для них лекарства, передавали сведения. Когда фашистским прислужникам стало известно об этом, они убили всех, кто был в доме: четверых детей, отца, мать и старенькую бабушку. Спасся только семилетний Витя, который в это время пас лошадей.

 

Особую роль в становлении церкви Петра и Павла и просвещении крестьян, особенно детей, сыграл настоятель храма протоиерей Иосиф Зубкович, который служил здесь почти 60 лет, с 1847 по 1905 годы.  Его стараниями в 1863 году было основано Великожуховичское народное училище, а в 1884 году — Великожуховичская одноклассная женская церковноприходская школа. На средства жителей было построено просторное здание. Руководство Минской епархии считало школу одной из лучших в Новогрудском повете. Благодаря Иосифу Зубковичу школа была благоустроена, появилась библиотека с несколькими десятками духовных книг для домашнего чтения, учебников. Начал функционировать церковный хор из 10 девочек. В 1900 году в школе обучалось более 100 девочек.

В 1891 году на прихрамовой территории появилась каменная двухъярусная колокольня. Ее строительство стало следствием чудесного спасения семьи царя Александра III во время крушения поезда, которое произошло 17 октября 1888 года в полдень вблизи станции Борки. Очевидцы из императорской свиты сообщали, что свою семью вызволил из-под обломков вагона сам Император. Железная крыша вагона провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: крушением снесло колеса и пол вагона. Император неимоверным усилием приподнял крышу, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона.

Иосифа Зубковича прихожане называли педагогом добра, сердца, горячей любви к детям, педагогом всюду, везде и всегда. За особое усердие и ревность в деле благослужения Иосиф Зубкович удостоен от Святейшего Синода книги «Библия», ордена Святой Анны третьей степени, сопричислен к ордену Святого Владимира четвертой степени. За 50-летнее пастырское служение юбиляру преподнесен золотой наперстный крест с украшениями. Не стало Иосифа Зубковича 1 февраля 1909 года. Он похоронен на церковном погосте, и поныне люди вспоминают о нем добрым словом.

Церковь-корабль и народ-заступник

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Малых Жуховичах основана в 1783 году. Средства на строительство пожертвовал местный помещик Нисисславский. Храм построили в виде корабля или, как говорят верующие, ковчега. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель». Благодаря такой необычной форме кажется, что храм парит над землей.

— Возможно, что храм в Малых Жуховичах существовал еще в 1500-е годы, — отмечает Анна Мамончик. — В документах упоминается, что в это время священнослужители из Малых и Больших Жуховичей обращались к властям с просьбой вернуть отобранные у прихода земли.

Храму удалось уцелеть в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, однако в 1961 году его закрыли.

— Здесь хотели устроить зернохранилище, но люди отстояли святыню, — говорит Анна Ильинична. — Тогда двери просто закрыли. С течением времени разбились окна, сюда попадал дождь и снег, различный сор, гнездились птицы. Перед большими праздниками люди потихоньку открывали двери церкви и делали уборку. Среди местных жителей нашелся уважаемый всеми человек, который проводил службы, читая молитвы. К сожалению, я не помню его имени, мы, дети, называли его Дедок.

Возобновление богослужений здесь началось с конца 1980-х годов, когда церковь была возвращена верующим.

Убранство храма деревянное, ему много лет. Выполнено оно в таком же стиле, что и в храме Больших Жуховичей. Анна Мамончик говорит, что такую память о себе оставил местный умелец Андрей Иванович Кандера, или, как его называли в народе, Плотяк. Прекрасной работы оклады на иконах, резьба — все это очень хорошо сохранилось и свидетельствует о том, что прихожане как зеницу ока берегут свою святыню.

Инна ЛЕЙКО

Фото автора