«Фуры отобрали, а нас пешком отправили в Польшу». Гродненский грузоперевозчик рассказал, как у водителей отняли большегрузы на украинской границе

«Фуры отобрали, а нас пешком отправили в Польшу». Гродненский грузоперевозчик рассказал, как у водителей отняли большегрузы на украинской границе

Грузовики конфисковали у 25 водителей.

Среди «заложников» ситуации в Украине оказались грузоперевозчики. В начале марта стала появляться информация о том, что у белорусских перевозчиков в украинских пунктах пропуска конфискуют фуры. Один из таких резонансных случаев произошел в пункте пропуска «Ягодин» на границе с Польшей. Грузовики конфисковали у 25 водителей. Среди них были и гродненцы.

Гродненская компания «Авторота» потеряла в результате инцидента два транспортных средства, внятных причин задержания машин украинская сторона так и не озвучила. Благо еще, что груз был доставлен накануне заказчику.

– Обе фуры были загружены азотно-калийными удобрениями для заказчика в Тернопольской области Украины. Товар был доставлен без проблем. А уже на обратном пути случилось то, что случилось: украинская сторона в пункте пропуска «Ягодин» конфисковала у водителей машины, выпроводив людей с паспортами на нейтральную полосу в направлении Польши, – рассказывает замдиректора компании.

В ожидании на границе водители провели 10 суток. За это время со стороны украинских таможенников не было даже намека на разъяснение причин задержания.
Водитель одного из грузовиков вспоминает детали ситуации:

– 24-25 февраля в пункте пропуска «Доманово» я без вопросов прошел границу и в тот же день выгрузился в пункте назначения в Тернопольской области. От коллеги узнал, что обратно выехать не смогу – пункт пропуска «Доманово» уже не работал. С руководством приняли решение ехать через Польшу, и 26 февраля я прибыл в «Ягодин». Пограничный контроль прошел без проблем, а на таможенном нам с коллегой сказали, что мы временно задержаны. О причинах задержания никаких пояснений не дали, документы на руки не вернули.

В отстойнике, куда отправили водителей, уже находилось около 15 машин, прибывших сутками ранее. Позже всем водителям придется отправиться в Польшу пешком…

– Пока стояли, обратил внимание, что весь погранпереход был вооружен: от сотрудников пограничного контроля до таможенников – у всех было огнестрельное оружие. Так что когда 2 марта у нас потребовали паспорта, перечить мы не стали. После этого снова воцарилась тишина насчет нашей дальнейшей судьбы. 5 марта мы пошли к начальнику таможни, он сообщил, что по нам принимает решение Совет безопасности Украины, и, скорее всего, 7 числа пустые транспортные средства смогут покинуть пункт пропуска. Вечером 7 марта в машину постучал, судя по форме, сотрудник таможенных органов Украины с автоматом и сказал, что у нас 10 минут на сбор личных вещей, а машина останется здесь. На мой вопрос, на каком основании, в ответ была ненормативная лексика и настойчивое указание покинуть кабину. После чего в нее сел человек в гражданском и выгнал грузовик на территорию Украины.

2cb1cc117e4224860655fab812ed6719.jpg
Такой же сценарий был со всеми экипажами, это более 20 человек. Людей вывели на нейтральную полосу, раздали паспорта и отправили в направлении Польши. К слову, не все машины, по словам гродненца, были пустыми, а грузы направлялись в разные страны.
Такой же сценарий был со всеми экипажами, это более 20 человек. Людей вывели на нейтральную полосу, раздали паспорта и отправили в направлении Польши. К слову, не все машины, по словам гродненца, были пустыми, а грузы направлялись в разные страны.

Сопредельная сторона жертв рэкетирства приняла без проблем, хоть и с удивлением.

– Польские пограничники были очень удивлены увидеть нас, потому что уже с 24 числа из Украины не выпускали мужское население. В основном среди беженцев были женщины и дети. Тем более непонятно им было, как у нас могли отнять транспортные средства, на основании чего, – вспоминает потерпевший. – Но мы прошли паспортный контроль, и нас пропустили дальше. На границе нас встретил сотрудник фирмы, и мы добрались домой.

Два тягача DAF, один из которых еще находится в лизинге, контейнер, две площадки – общая сумма ущерба компании «Авторота» составила более 200 тысяч евро.

–  Плюс мы продолжим нести бремя лизинговых платежей за транспортное средство, которым уже не владеем, – поясняет замдиректора. – Мы уже подали заявление в Ленинский РОВД Гродно, но неизвестно, чем закончится эта история.

В подразделения милиции Гродненщины по этому эпизоду обратились около 20 человек. Сейчас проводится проверка.

Тем временем случаи конфискации или изъятия автомобилей без каких-либо оснований продолжают фиксироваться. Как отмечают в МИД Беларуси, в сложившейся ситуации с белорусскими дальнобойщиками в Украине основной приоритет – обеспечению безопасности экипажей и эвакуации граждан Беларуси. К настоящему моменту более 140 экипажам белорусских большегрузов было оказано содействие в возвращении на родину как на автомобилях, так и в пешем порядке. Работа проводится круглосуточно во взаимодействии с посольствами Беларуси и Украины, представителями белорусской диаспоры в Украине, а также ассоциациями международных автомобильных перевозчиков. Сейчас в Украине продолжают оставаться более сотни водителей-международников.
Да и за пределами «Незалежной» на маршрутах водители большегрузов сталкиваются с агрессией со стороны коллег из Украины. Не выбирая выражений, часто с угрозами, те выясняют отношения, запугивают и даже вредят имуществу. Неожиданно в этой ситуации повели себя жители маленьких немецких городков: как рассказывают водители, там стали формировать группы помощи белорусским, российским, казахским дальнобойщикам, которые работают на дорогах Германии. Кроме продовольственной помощи, выражают готовность помочь в конфликтах с украинскими водителями. Выходит, далеко не все в Европе разделяют антирусские настроения. Есть и те, кто наглость называет наглостью, а не «демократической борьбой за права и свободы».

photo_2022-03-17_08-23-47 (2).jpg
photo_2022-03-17_08-23-47.jpg