«Ребёнок должен понимать, откуда и как берутся деньги». С какого возраста развивать финансовую грамотность у детей?

«Ребёнок должен понимать, откуда и как берутся деньги». С какого возраста развивать финансовую грамотность у детей?

Отвечает психолог.

Дать финансовую поддержку своему ребенку на пути его взросления – обязанность родителей. О том, нужно ли содержать взрослых детей и как правильно приучать свое чадо работать с ранних лет, поговорили в ток-шоу «Точки над i».

Алеся Лакина, ведущая ток-шоу:

С какого возраста стоит разговаривать про финансы с детьми?

Ольга Анушкина, психолог:
Когда совсем маленькие дети, то есть еще дошкольное образование идет, то у нас прекрасные игры в магазин, которые на самом деле помогают детям ввести понятие денег. Как, откуда они берутся и вообще что происходит – сдача и так далее. Есть прекраснейшие на самом деле образовательные мультфильмы, «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» те же. Там все подробненько расписывается. Все, что нужно родителям – это поговорить о том, как это устроено в конкретной семье. Дети в состоянии понять.

То есть если мы будем давать деньги на карманные расходы, начиная с младшей школы, то у детей формируется на самом деле понимание того, как этими деньгами распоряжаться. Если у них стабильная сумма каждую неделю и она не становится больше или меньше, родители про это не забывают.

Татьяна Савчик, ведущая ток-шоу:
Опять, есть некоторые ограничения, которые ты регулируешь, правильно?

Ольга Анушкина:
Конечно. Я не очень понимаю ограничения, если, допустим, ребенок провинился, ему не дать денег – то это плохое ограничение. Потому что оно ведет к тому, что финансы очень сильно завязаны на хочу-не хочу ребенка и хочу-не хочу родителя. Финансы должны быть все-таки отделены от этого момента, потому что мы формируем финансовую грамотность. Финансовая грамотность – это про то, как я распоряжаюсь деньгами. Они должны быть в устойчивом каком-то формате появления у ребенка для того, чтобы он мог планировать. Если он не может их планировать, то тогда такие карманные расходы не имеют под собой никакого обучающего эффекта.

tochki_nad_i_12.05.2022_s_kakogo_vozrasta_razvivat_finansovuyu_gramotnost_u_detey_2.jpg

Татьяна Савчик:
А если потратил не на ссобойку, не на то, на что нужно было?

Ольга Анушкина:
Окей, останется без еды.

Татьяна Савчик:
Как грамотно выстраивать этот диалог и с какого возраста со своим ребенком, чтобы финансовая грамотность в дальнейшем как-то помогала ему?

Ольга Анушкина:
На мой взгляд, нужно выстраивать диалог постепенно, начиная с самого маленького возраста рассказывать что, откуда и как берется.

Татьяна Савчик:
С самого маленького – все-таки уточните.

Ольга Анушкина:
Маленький возраст – это, как я уже говорила, дошкольное воспитание. То есть на самом деле сейчас много образовательных программ таких – мультфильмы. Можно, опираясь на этот мультфильм, говорить и показывать, как все устроено конкретно в нашей семье. Дальше, допустим, планирование расходов – покупки какие-то, те же игрушки и все остальное. То есть ребенок должен понимать откуда и как берутся деньги. Есть статьи расхода, куда расходуется зарплата, которую получают родители. Если родители работают на себя, то тоже должен понять ребенок, как родители зарабатывают деньги.