22 января 1945 г. участковые уполномоченные Кореличского райотдела погибли от рук аковской банды
Почему бойцам АК нет места ни на земле белорусской, ни в ней самой, ни в памяти народной
Армия Крайова: перехваченная эстафета геноцида
О непростых буднях работников правоохранительных органов на неспокойной послевоенной Гродненщине — мы продолжаем публиковать эксклюзивные воспоминания полковника милиции в отставке Викентия Шестака, которые написаны на основе личного общения с коллегами — участниками Великой Отечественной войны, а также архивных материалов бывшего Гродненского обкома КПБ. Представленные в них факты не оставляют сомнений: бойцам АК нет места ни на земле белорусской, ни в ней самой, ни в памяти народной.
Головорезы Олеха, осень 1947 года.
Олех, Медведь и Лейтенант-террорист
На территории Лидского, Щучинского, Желудокского, Василишковского и некоторых других районов наводила ужас на людей своей звериной жестокостью банда (49/76 обводы АК) бывшего польского поручика Анатолия Радионика по кличке Олех, который до перехода на нелегальное положение работал учителем польской школы в Желудокском районе. В январе 1945 года террористической группой этой банды (главарь Медведь) в Лидском районе были убиты два бывших партизана, председатель Запольского сельсовета Аркатов, в феврале зверски замучены два красноармейца, трупы которых бандиты бросили под лед реки Дитвы.
В деревне Новосады эта же группа вывела со свадьбы пятерых мужчин и расстреляла их за деревней. На ее счету десятки и других жертв. Только террорист по кличке Лейтенант (Вацлав Воронович) с марта 1944‑го до ареста в ноябре 1945‑го совершил около 30 терактов над представителями власти и местными жителями.
После войны бывший в то время начальником Лидского горотдела милиции Князев вспоминал, что осенью 1944 года на службу прибыл участковый уполномоченный Змушко. В одной из деревень Запольского сельсовета этот участковый и шесть красноармейцев были схвачены бандой Олеха, замучены и сброшены под лед реки Дитвы. Нашли их через несколько дней со следами зверских пыток и связанными руками. Впоследствии банда была уничтожена, а шестеро бандитов задержаны и по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР осуждены к высшей мере наказания.
Изощренные пытки
Еще большей изощренностью и жестокостью в издевательствах над беззащитными людьми отличалась бандгруппа главаря Полая (Альфонса Тыркина). В июне — июле 1945‑го в деревнях Дайново, Кульбаки и Коревы Лидского района эти изуверы убили восемь женщин и троих детей, в Заполье расстреляли и сожгли вместе с домом семью Осипа Шикаса (шесть человек). 19 ноября в деревне Замостьяны Щучинского района банда убила три семьи (всего 12 человек).
В Желудокском районе (существовавшем в 1940 — 1962 годах. — Прим. ред.) за 1944 — 1946 годы бандиты Олеха совершили 34 теракта, а всего на их счету свыше 170 злодеяний против власти и народа.
В ноябре 1945‑го Олех с тремя бандитами был окружен милицией возле хуторов Дайновщизна Лидского района, дважды ранен и вскоре умер. Воздалось по заслугам и другим бандитам. Некоторые из них пытались уйти от возмездия в Польшу, но были задержаны в пути либо на границе. За 1944 — 1947 годы ликвидировано более 300 участников этой банды, в том числе предшественник Олеха Анатолий Бужинский по кличке Лялюсь.
Сложная оперативная обстановка складывалась и в других районах Гродненщины. За год со дня освобождения области бандиты убили 411 человек и изувечили 78, еще 39 увели с собой.
Особенно страдали семьи, чьи мужья или сыновья сразу же после освобождения ушли в действующую армию. Многие из них также стали жертвами бандитов.
Пользуясь еще прозрачной границей с Польшей, оставшиеся на территории Беларуси банды пытались ходить туда-обратно, но это во многих случаях пресекалось погранвойсками. В Порозовском районе в приграничье была ликвидирована банда в количестве 17 человек вместе с главарем Бужем.
Заграница им не помогла
Многим бандитам все-таки удавалось прорваться за кордон, но в большинстве своем они были возвращены обратно и переданы суду. К примеру, в июле 1946‑го польской стороной был передан СССР главарь Велерыб (уроженец деревни Богатыри Гродненского района Станислав Сымбула) и его подельники, которые прорвались за границу 5 февраля в районе Сопоцкина. В январе 1947 года Гродненским погранотрядом МВД оперативным путем на территории Польши был выявлен и выведен на свою территорию Казимир Габинский (Вершаковский), уроженец деревни Клочки Гродненского района, который в ноябре 1945‑го вместе с бандитами Брузго, Чечко, Хлистовским, Синкевичем и Кунда в деревне Малой Ольшанке указанного района убили депутата сельсовета Ивана Сидоровича, его жену, дочь, ранили вторую дочь. Причем Габинский лично расстрелял дочь и жену. Все негодяи получили по заслугам. Более 30 человек из банд Лялюся и Олеха были уничтожены 28 июня 1945 года на территории самой Польши у города Сокулка.
Безграничная бесчеловечность
Позиция Польши, выдававшей бандитов, была обусловлена не только просоветским курсом страны. Победной весной 1945 года аковцы совершили ряд злодеяний и на польской территории.
По найденным в архивах неполным данным, только с 25 марта по 10 мая в районах Бельска, Сокулки, Бяло-Подляски и Августова они совершили пять нападений на здания местной милиции, убили 16 и увели с собой девять сотрудников, а также убили десять солдат Войска польского (Армии Людовой) и столько же местных жителей.
Например, 28 марта в местечке Словутичи бандой убиты местные жительницы Александра Степанчук и Людмила Деминская, украинки по национальности. 17 апреля бандгруппа численностью около 200 человек разгромила железнодорожную станцию Наревка, убила начальника милиции и волостного старосту. В ночь на 5 мая банда напала на комендатуру милиции в местечке Супрасль, убив пятерых сотрудников и забрав еще пять человек с собой. 7 мая в деревне Сольнички близ Белостока убито и сожжено вместе с домом шесть человек. 10 мая бандгруппа численностью примерно 500 человек в местечке Семятыче напала на польскую роту внутренних войск, убила девять человек, а еще около полусотни обезоружила и раздела. Большинство из этих преступлений совершено бандой Лупашко.
16 мая эта банда численностью около 60 человек в одной из деревень отняла у жителей пять лошадей с повозками, трех свиней, продукты питания, одежду и обувь, а от местных белорусов и украинцев потребовала немедленно уезжать в СССР. В этот же день у местечка Крынки банда расстреляла солдат поста связи Красной армии и унесла оружие. На другой день на дороге близ Сокулки была обстреляна автомашина с советскими солдатами-связистами, один из них убит на месте. 25 мая 150 бандитов совершили налет на местечко Наровка Малая, убили местного милиционера и мельника-еврея. В этот же день ограблен банк в Сокулке, похищено 630 тысяч злотых. Этот список преступлений можно продолжать и дальше…
Весной 1944‑го гауляйтер Белорутении Готберг лично содействовал проведению мобилизации в АК, особенно на территории Лидского округа. Чьим союзником воспринимались аковцы — пояснений не требуется…
Операции ликвидации
Белорусские органы МВД — МГБ с учетом сложившейся ситуации на территории Гродненщины принимали активные меры по ликвидации банд. Только с августа 1944‑го по август 1945 года в области было проведено более 200 чекистско-войсковых операций.
В лесах под Василишками с 1 по 11 января 1945‑го оперативной группой милиции и войск НКВД было обнаружено пять землянок, задержано 35 бандитов, еще трое убито. В январе на территории Лидского района задержано девять бандитов вместе с главарем Мечиславом Шамуль по кличке Гром.
В феврале 1945‑го в результате четко спланированной операции с участием сотрудников Радуньского и Трокельского райотделов НКВД и погранвойск были ликвидированы банды Смелого, Филлера и Березы численностью около 40 человек. Незадолго до этого в засаду Радуньского райотдела попала банда Крыси численностью до 40 человек, в результате перестрелки главарь был уничтожен (подробнее об этом «СБ» писала в серии материалов в марте — июле 2021 года. — Прим. ред.)
В январе — мае совместными усилиями сотрудников госбезопасности и милиции в Ошмянском районе была ликвидирована банда Михаловского по кличке Рыжий, в Юратишковском — Томашевича (Ленька), Тополя (Маринаж) и некоторые другие бандформирования.
Истребители в одной из белорусских деревень.
Героическая участь участковых
На переднем крае борьбы с бандитизмом находились участковые уполномоченные милиции. По данным такого уполномоченного Щучинского отдела Николая Малаховича, 7 марта 1945‑го в лесу была обнаружена землянка с 14 бандитами, которые полчаса отстреливались и только затем, потеряв четырех человек убитыми, сложили оружие.
Ночью 29 мая участковый Берестовицкого райотделения Николай Юдин на хуторе близ деревни Огородники задержал одного и уничтожил второго бандита, изъял у них автомат и винтовку.
А вот участковый уполномоченный Лидского горотдела Владимир Косач с четырьмя милиционерами в одну из майских ночей 1945 года были окружены в деревенском доме двумя десятками бандитов. Не дрогнув, участковый автоматной очередью уничтожил двоих нападавших и ранил их главаря. Не ожидав такого исхода, бандиты растерялись. Воспользовавшись этим, сотрудники без потерь ушли. 24 мая Косач проявил мужество при ликвидации банды Искры и лично уничтожил из автомата ее главаря.
Варшава аковцев считает героями — но в Беларуси они запомнились другими.
Трехчасовой бой с бандитами
Участковый уполномоченный Порозовского райотделения Севашко в июле 1945‑го при обходе в полночь своего участка задержал члена банды Комара, принимавшего участие в вооруженной схватке с оперативной группой, во время которой погиб начальник Свислочского отдела. Этот бой с 80 бандитами (по другим данным, с 33) небольшая группа милиции и пограничников вела у деревни Свентица более трех часов. Группа внезапно попала под огонь бандитов на открытом участке местности и сразу потеряла четырех человек, но не отступила. Не выдержав, бандиты начали отступать. Банде, потеряв пятерых, удалось скрыться, но ненадолго. 3 июля 1945 года, когда Минск отмечал первую годовщину своего освобождения, в бою у деревни Войткевичи Свислочского района 16 бандитов вместе с главарем были уничтожены, а оставшиеся отловлены позже в Беловежской пуще.
В 1944 — 1945 годах в борьбе с бандитизмом погиб 31 сотрудник милиции, из них 14 участковых уполномоченных.
Особенно тяжелые потери были в первом полугодии 1945‑го. 22 января участковые уполномоченные Кореличского райотдела Константин Збрилевич и Федор Табола вместе с милиционерами Ефимом Судеренко и Ефимом Гальпериным, выехав в район по заданию руководства, у деревни Ровины наткнулись на аковскую банду Тура и Орлика численностью около 400 человек, которая уходила от преследования. Сотрудники погибли. Не удалось уйти и бандитам, которые были разгромлены группировкой войск НКВД у поселка Березовка Лидского района.
Бесчинства польских «партизан»
Несмотря на то что в первый послевоенный год по бандитизму был нанесен мощный удар, последующие несколько лет оставались не менее беспокойными для органов и населения. В ночь на 26 марта 1946‑го шесть бандитов во главе с бывшим аковцем Станиславом Жилинским, уроженцем деревни Ворнакели Вороновского района, в деревне Ромути того же района ограбили семью Серафимко, а через две недели расстреляли всех пятерых ее членов: бандитам стало известно, что потерпевшие их смогут опознать. Этой же бандой в январе и феврале был убит работник Вороновского райисполкома Барановский, ограблены шесть семей, четыре мельницы и магазин.
По документам управления МВД Гродненской области видно, что с наступлением лета резко увеличилось число бандпроявлений. На 25 июня было совершено 49 террористических актов, а всего бандитских вылазок — 67.
Особенно тревожная обстановка складывалась в Гродненском, Сопоцкинском, Лидском, Щучинском, Желудокском, Вороновском и Радуньском районах.
В мае — июне в Вороновском районе были разгромлены помещения Переганцевского и Смельгинского сельсоветов, убиты их председатели, председатель колхоза с семьей и ряд других лиц. В ночь на 23 сентября 1946‑го в Лидском районе бандиты зверски издевались, а затем задушили проволокой председателя Цвермского сельсовета Василия Ковальчука, его жену Анну, дочь Нину (22 года), сыновей Виктора (16 лет) и Ивана (14 лет), а также находившихся в доме двух деревенских уполномоченных, после чего трупы бросили в картофельные ямы.
Милиционеры Молодечненской области на учебных сборах в Молодечно. 1949 год.
Банда Фаля
Вечером 17 марта 1946 года в деревне Луковица Гродненского района в одном из домов были убиты начальник Гродненского РО МВД Дмитрий Кузнецов, участковые уполномоченные Тимофей Третеников и Анатолий Яковлев. Впоследствии было установлено, что это дело рук банды Фаля, сформированной антисоветским подпольем.
Руководил этим подпольем (10‑й Гродненский обвод АК) уроженец Друскининкая Мечеслав Нездинский по кличке Морский, он же Неман — бывший поручик польской армии. В банде состояло более 40 человек, в 1945 — 1948 годах они совершили свыше 60 терактов, жертвами которых стали более 110 человек.
В ночь на 3 июня 1946‑го эта бандгруппа в деревне Привалка расстреляла семерых активистов и убила председателя сельсовета Гулида. Она же в середине июня повесила уполномоченного Лихачевского сельсовета Мартына Грика и бывшего партизана Ивана Грика. В августе — декабре 1947 года от рук бандитов погибли 12 человек. Кровавые следы бандиты оставили в деревнях Казимировка, Чищевляны, Озеры, Стриевка, Узбереж, Новая Руда и других.
Главарь и члены его банды прятались в схронах в Поречских лесах, у пособников, постоянно меняя дислокацию. 7 мая 1948‑го в деревне Лапенки Гродненского района в доме пособника Кукиса оперативно-войсковой группой УМГБ были окружены 15 бандитов, из которых девять уничтожены, в том числе главари Фаля, Морский, Смелый, Млодый, Черток.
На территории Гродненской области за 1944 — 1954 годы погибли 124 работника милиции, из них 71 участковый уполномоченный. Не меньшие потери в борьбе с бандитизмом понесли внутренние и пограничные войска МВД — МГБ. Точное количество всех потерь, по разрозненным данным, подсчитать теперь просто невозможно. Искренние слова признательности ветеранам, а также нынешним сотрудникам органов внутренних дел, обеспечивающим правопорядок и стабильность в родной Беларуси.
Борьба с аковским бандподпольем
Арифметика нового геноцида
Смерть и горе, которые сеяли на белорусских землях диверсионные отряды АК, не поддаются точному исчислению. Известно, что только в Лидском округе в феврале — апреле 1944 года от их рук погибли несколько тысяч человек. Командир Столбцовского соединения АК Пильх (Гура) признавал, что в 1943 — 1944 годах его легионеры уничтожили примерно 6 тысяч человек. Аковцы расстреливали и пытали советских активистов, учителей, врачей, аграриев.
Викентий ШЕСТАК, полковник милиции в отставке.
г. Гродно.