19 августа Православная Матерь Церквовь празднует великий двунадесятый праздник — Преображение Господне

«Должно идти в Иерусалим и много
пострадать от старейшин и первосвященников
и книжников, и быть убиту,
и в третий день воскреснуть».
(Евангелие от Матфея, глава16 стих 21).

Эти слова были сказаны Господом Иисусом Христом за сорок дней до крестных страданий и распятия на Кресте, в день, когда Господь после Своего преславного Преображения спускался с горы, назаваемой Фавор вместе со своими учениками апостолами.

19 августа Православная Матерь Церквовь празднует великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Святое Евангелие повествует нам подробную историю того, что произошло на горе Фавор: После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели Славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Исусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, чтó говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Исус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели (Евангелие от Луки глава 9 стихи 28–36).

Кущи, которые предлагал устроить Петр — это временное жилище, хижины или палатки. Апостолы увидели представших Господу великих израильских пророков — Моисея и Илию. Толкователи Евангелия объясняют, что Моисей символизирует умерших, Илия — живых, поскольку был взят на небо при жизни. Таким образом, Христос предстал пред учениками как владыка живых и мертвых. Одежды Господа были белы, как снег. Преобразилось, стало иным и Его лицо. Апостолы увидели лишь отблеск, сияние иного — вечного мира. А когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте», — их охватил страх, они упали лицом вниз. Иисус Христос успокоил их словами: «Встаньте и не бойтесь». Встав с земли, апостолы увидели одного Спасителя. Моисей и Илия были уже невидимы. Лицо и одежды Иисуса Христа имели уже обычный вид. Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, пока не совершатся события, о которых Он беседовал с пророками.

Преображение Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, есть явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Святителя Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

«Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона-Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих» — преподобный Ефрем Сирин.

На праздник Преображения Господня существует древняя традиция. Издавна было принято воздерживаться от вкушения плодов нового урожая до его освящения, то есть до праздника Преображения. В старопечатных богослужебных книгах содержится прямой запрет на вкушение винограда до праздника. Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки. Соответственно, и вкушать их начинали только после праздника. Те сорта яблок, которые поспевают до праздника Преображения Господня, разрешается приносить в храм для освящения до праздника.

Сердечно поздравляя всех вас, дорогие братия и сестры, с этим великим праздником Преображения Господня, хочется пожелать всем нам с вами, чтобы: «Да возсияет нам не на небе только, но и здесь, на земле, присносущный свет славы Божией». Да сподобит нас Господь еще здесь на земле предвкушать блаженство небесное, чтобы и мы могли сказать, подобно апостолам: «добро нам зде быти»; да согреются наши холодные сердца прикосновением к ним благодатного света Божественного. С праздником!

В центральном храме благочиния, Свято-Петропавловском г.п. Кореличи, фрукты будут освящаться в сам праздник, 19 августа, после Божественной литургии, которая начнется в 9.00. Накануне праздника также будет совершаться освящение фруктов, после вечернего Богослужения, которое начнется в 18.00.

В отдаленных от г.п. Кореличи населенных пунктах будет совершаться освящение фруктов, а именно:

13.00 – Полоная (в поселке, возле поклонного креста)

13.30 – Д. Рута (возле магазина)

14.00 — Баратин

14.30 – Тудорово

15.00 – Красное (возле поклонного креста, перенесенного)

15.30 – Придатки

16.00 – Крынки

16.30 – Березовец

17.00 – Полужье

17.30 – Г. Рутковичи

Андрей АБРАМОВИЧ,

настоятель храма Пресвятой Богородицы агр. Турец, иерей