Данные социсследования: оппозиции не доверяют 76,6% белорусов
О доверии высказались 9,1% респондентов.
Оппозиции не доверяют 76,6% белорусов. Такие данные социологического исследования «Социальное мышление под санкционным режимом» корреспонденту БЕЛТА привел руководитель Аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко.
Респондентам предлагалось ответить на вопрос: в какой степени вы доверяете оппозиции? В целом не доверяют — 76,6% белорусов, в целом доверяют — 9,1%, затруднились ответить — 14,3%.
«Знаете, возникает вопрос: а за что доверять? Доверие должно подтверждаться какими-то действиями. Мы видим, по сути, вырождение оппозиции. Эти склоки, выяснение отношений внутри самой оппозиции. Это действия, которые больше напоминают плохую пьесу. Отсутствие действий или действия во вред своей страны и своего народа: поддержка санкционного давления, закрытие границ, прекращение авиасообщения. Честно говоря, не хочется вспоминать эти эпизоды, как ездили по странам и просили ввести санкции против своей же страны, сделать вред нам, людям», — отметил Сергей Мусиенко.
Руководитель Аналитического центра EcooM напомнил данные социсследования, проведенного в феврале 2021 года. Тогда белорусской оппозиции в целом не доверяли 63,4% респондентов, доверяли — 17,2%. Сейчас мы видим существенный рост недоверия оппозиции и явное падение доверия к ней.
«Доверие к оппозиции падает при всей западной информационной поддержке. Тут можно долго говорить. Но, на мой взгляд, Михаил Булгаков в своей великой пьесе «Бег», да и во многих других произведениях, очень четко описал эти процессы. Классик говорил в пьесе «Бег»: вы понимаете, как может ненавидеть человек, который знает, что ничего не выйдет, и который должен делать? Люди малообразованные и плохо подготовленные. Думаю, было бы здорово, чтобы на сценах наших театров пошли пьесы Булгакова. То, что даже сейчас в Киеве происходит: на Андреевском спуске на доме Булгакова №13 сняли мемориальную доску. Это человек, который родился в Киеве, жил и работал. Устоял пока памятник. Но это о многом говорит. Люди, которые не могут себя проявить, они проявляют себя в таких негативных делах. Наделать гадостей. Но кому мешала эта доска? Это борьба с памятниками, которая тоже оппозицией поддерживается. Беспокоит другое, что присутствует все-таки процент людей, которые при всем этом доверяют оппозиции, — пояснил он. — Эти процессы, которые происходили в 1926 году и сейчас за рубежами нашей страны, очень схожи и идентичны. У Булгакова была пьеса, за которую МХАТ заплатил ему гонорар, — «Изгои», но она не пошла. Изгои — это то состояние, которое очень подходит нашей оппозиции. Сейчас масштаб этих личностей настолько мелок, что даже не интересен все больше и больше самим себе. За все это время не выработано никакой стратегии, идей. Оппозиция становится все менее интересной. Эти люди никчемны и не нужны своей родине — стране, которой они пытаются сделать плохо».
Затруднились ответить на вопрос социсследования 14,3%, и этому тоже есть объяснение. «Люди просто не знают, что происходит у оппозиции и как ее оценивать. Как можно оценить людей, которые требуют сделать плохо для белоруской нации: детей, пенсионеров, инвалидов, да просто граждан. Запретить что-то, закрыть, забором отгородить. Бороться с памятью и гадить Родине — это не только тренд нашей оппозиции. Это все давно описано классиками», — подчеркнул Сергей Мусиенко.
В период с 22 июля по 12 августа 2022 года по заказу БЕЛТА Аналитическим центром ЕсооM проведено социологическое исследование «Социальное мышление под санкционным режимом». Опрошено 1560 респондентов в населенных пунктах всех регионов Беларуси с соблюдением принципа репрезентативности для населения Беларуси от 18 лет по полу, возрасту, занятости, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Статистическая ошибка выборки не превышает 2,5%. Аналитический центр ЕсооМ аккредитован комиссией по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси (свидетельство об аккредитации №000039 от 09.07.2020, продлено 29.07.2022 года).