19 сентября 1939 года — акт исторической справедливости (2 часть)

(Начало в № 69 от 7 сентября 2022 года)

Несмотря на жестокий террор и разгром легальных рабочих и крестьянских организаций, авторитет и влияние КПЗБ в массах из года в год увеличивались. Ярким свидетельством этому были выборы в сейм в марте 1928 года. За коммунистов, выступавших по конспиративным соображениям под наименованием «Рабоче-крестьянское единство», было подано свыше 328 тысяч голосов, что составляло 26 процентов всех голосовавших в Западной Белоруссии.

КПЗБ решительно выступала в защиту культуры белорусского народа, его национальных традиций.

Она всемерно поддерживала культурно-просветительную организацию Товарищество белорусской школы. ТБШ насчитывало в своих рядах около 30 тысяч человек, организованных в кружки, сеть которых покрывала всю Западную Белоруссию.

В рядах КПЗБ выросли известные белорусские писатели М. Танк, П.С. Пестрак, В.П. Тавлай, М. Василёк, которые своим творчеством укрепляли национальный дух народа, способствовали развитию революционного движения.

Максим Танк

В начале 30-х годов под руководством КПЗБ состоялись многочисленные забастовки на промышленных предприятиях Белостока, Вильно, Бреста, Гродно, Пинска, Слонима и других городов. Более четырех месяцев длилась зимой 1932-1933 гг. забастовка 7 тысяч рабочих лесопильных заводов, лесорубов и возчиков в Беловежской пуще, добивавшихся повышения заработной платы, 8-часового рабочего дня и т.д.

Усиливалась и борьба крестьян против помещиков и антинародной политики правительства. Выдвинутый Компартией лозунг «Земля крестьянам без выкупа» являлся той великой силой, которая поднимала крестьян на революционную борьбу. Крестьяне не платили налогов, отказывались от принудительных государственных повинностей, вырубали государственные и помещичьи леса, зачастую объявили забастовки.

Иной характер приобрела революционная борьба трудящихся Западной Белоруссии после прихода в 1933 году к власти гитлеровцев в Германии и резком усилении в связи с этим угрозы развязывания мировой войны, порабощения человечества фашизмом. КПЗБ, как и вся Компартия Польши, развернула огромную работу по созданию единого антифашистского фронта против капиталистическо-помещичьей эксплуатации, в защиту демократических прав народа, против развязывания империалистической войны, сил реакции и фашизма.

Классовые бои последних предвоенных лет не привели к победе антифашистского народного фронта. Основной причиной этого являлась раскольническая, соглашательская деятельность правого руководства ППС, Бунда, Стронництва Людового, их отказ от совместных действий с коммунистами.

Главная управа ТБШ (слева направо) в первом ряду: Михаил Петкевич, Феликс Стацкевич, Сергей Павлович, Митрофан Кепель; во втором ряду: Григорий Ширма, Филипп Кизевич, Николай Мартынчик

Несмотря на это, революционная антифашистская борьба трудящихся масс в 1936-1937 годах заметно расшатывала устои буржуазно-помещичьего строя, который переживал серьёзный политический кризис.

Важно отметить, что на протяжении всей деятельности КПЗБ имела тесные связи с Компартией Польши. Польские коммунисты оказывали КПЗБ большую помощь опытными кадрами революционеров, снабжали коммунистической литературой. Они последовательно поддерживали революционное и национально-освободительное движение в Западной Белоруссии, право трудящихся западно-белорусских земель на воссоединение с БССР. Со своей стороны КПЗБ являлась инициатором кампаний солидарности западнобелорусских трудящихся с революционной борьбой польских рабочих и крестьян.

Великой заслугой КПЗБ являлось то, что она решительно боролась против антисоветской внешней политики польских правящих кругов, выступала в защиту СССР.

Участники совещания бывших руководящих работников КПЗБ, состоявшегося в Институте истории партии при ЦК КПБ 10 июля 1956 года (Николай Орехво третий справа в нижнем ряду).

Белорусский народ отдает должное всем тем, кто не склонил голову перед своими угнетателями, приближая день освобождения. Их были тысячи, известных и безымянных героев. Всех их перечислить в одной статье невозможно. Но имена некоторых назвать просто необходимо. Это Вера  Хоружая и Николай Орехво, Николай Дворников и Сергей Притыцкий, Лазарь Аронштам и Павел Корчик, Романа Вольф и Анатолий Ольшевский, Самуил Малько и Фёдор Пиришко, Бронислав Тарашкевич и Семён Рак-Михайловский, Пётр Метла и Павел Волошин, Игнат Дворчанин и Иван Гаврилюк, Павел Кринчик и Иван Грецкий, Владимир Царюк и Василий Корж, Фёдор Марков и Иосиф Урбанович, Александра Федосюк и Павел Железнякович, Василий Самутин и Софья Панкова и многие другие.

***

Коммунистическую партию Западной Белоруссии постигла трагическая судьба. В 1938 году против КПП и её составных частей КПЗБ и КПЗУ было выдвинуто обвинение в том, что ее руководство якобы было охвачено агентами пилсудчиковой военной организации и политической полиции – дефензивы. Обвинения были сформулированы в статье «Провокаторы за работой», опубликованной в журнале «Коммунистический Интернационал» в январе 1938 года. Это был беспрецедентный случай в истории коммунистического и рабочего движения.

В марте 1936 года состоялось заседание Бюро ЦК КПЗБ, на котором была утверждена комиссия для проверки руководящего актива партии, секретариату было поручено провести проверку окружных, городских и районных комитетов партии. Было рекомендовано при проверке состава парторганизаций особое внимание обратить на людей, пришедших в партию из БРО, Громады и ТБШ.

По данным Представительства ЦК КПЗБ от 29 февраля 1936 года, за последние полгода было проверено более 200 членов партии, и 60 процентам из них были даны отрицательные характеристики. 34 характеристики переданы в органы НКВД. Кроме того, часть коммунистов, выходцев из Западной Белоруссии, были исключены из партии. На местах, при окружных комитетах КПЗБ, созывались специальные «комиссии чистки» для борьбы с провокацией, которые под мнимым предлогом в связях с дефензивой исключали людей из партии. Многие партийные организации были распущены, что ослабляло их политическую работу в массах, борьбу за создание в крае единого антифашистского народного фронта.

В начале 1936 года Гродненскому ОК КПЗБ удалось договориться с руководством местных организаций «Стронництва людового» о проведении совместных кампаний в защиту интересов крестьян, против фашизма и военной угрозы. Большой вклад в эту работу внесли члены Гродненского ГК КПЗБ А. Цибульский, Б. Липский, Х. Александрович.

На основе реализации тактики единого фронта в 1936-1937 гг. КПЗБ удалось развернуть ряд массовых политических акций. Особенно широкий размах приобрела кампания за спасение жизни молодого революционера Сергея Притыцкого, стрелявшего 27 января 1936 г. в зале Виленского окружного суда в провокатора Стрельчука. В июне 1936 г. суд буржуазно-помещичьей Польши приговорил его к смертной казни через повешение.

Борьба за жизнь С. О. Притыцкого вылилась в мощное народное движение. Повсеместно проходили митинги, забастовки, демонстрации в его поддержку. В адрес президента Польши, министерства юстиции, судебных органов сплошным потоком шли резолюции протеста. Только в Верховный суд были направлены материалы с подписями около 6 тысяч профсоюзных, культурных и общественных организаций Польши, Западной Белоруссии и Западной Украины, требовавших отмены смертного приговора.

Борьба за жизнь С. О. Притыцкого вылилась в мощное народное движение

На защиту С. О. Притыцкого поднялись также трудящиеся Советского Союза, Франции, Чехословакии, Англии, США. Под напором массовой борьбы польское правительство вынуждено было пойти на уступки. Смертный приговор С. О. Притыцкому был заменен пожизненным тюремным заключением. (См.: Очерки истории Гродненской областной партийной организации. – Минск: «Беларусь», 1990. – С. 66-67).

Доброе имя КПЗБ, ее руководящего актива и деятелей белорусского национально-освободительного движения было восстановлено только спустя 18 лет, после опубликования в 1956 году, в дни работы XX съезда КПСС, заявления Центральных Комитетов Коммунистических партий Советского Союза, Болгарии, Финляндии и Италии совместно с ЦК Польской объединённой рабочей партии. В этом заявлении констатировалось, что обвинение против КПП, а тем самым и против КПЗБ и КПЗУ, было сфабриковано разоблаченными позже провокаторами. В нём давалась высокая оценка деятельности КПП и подчёркивалось, что роспуск КПП был необоснованным…

Владимир ЕГОРЫЧЕВ,

кандидат исторических наук

Фото предоставлено из открытых интернет-источников