Елена Потапова: «Подписание Президентом Беларуси Директивы о недопустимости роста цен – очень своевременная мера в целях защиты интересов граждан»
Елена Потапова, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Подписание Президентом Беларуси Директивы №10 «О недопустимости роста цен», на мой взгляд, очень своевременная мера. Главное – ее с энтузиазмом приняли в обществе.
Совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Комитетом госконтроля мне часто доводилось проводить масштабные мониторинги по ценообразованию в торговых объектах. Когда наблюдаешь за стоимостью товаров, разговариваешь с руководителями магазинов, кажется, что все законно, справедливо и обоснованно. Рост цен чаще всего обосновывался увеличением логистических затрат, подорожанием компонентов, которые входят в состав готового продукта. Но все дело в том, что здесь, помимо объективных причин, есть причины субъективные.
Недобросовестные люди умудрялись обойти существующие в нашей стране ограничения. Прежде всего в финансовом выигрыше в связи с ростом цен оказывались те, кто товар реализует. В отдельных случаях – производители.
Например, сотый указ, утверждающий список социально значимых товаров, на которые цены могли вырасти в месяц на утвержденную норму, умудрялись обходить за счет крайнего сокращения количества социально значимого товара в торговой сети. Люди были вынуждены покупать как бы тот же товар, который по каким-то причинам просто не вошел в список социально значимых.
Приведу простой пример. Молоко пастеризованное – продукт социально значимый. Его на рынке реализуется только около двух процентов. И вот производитель стал в основном делать уклон на ультрапастеризованное молоко, которого нет в списке социально значимых и, следовательно, оно не поддается регулированию цены. За счет этого и обходили ограничения.
Еще один нашумевший пример – тушка цыплёнка, которая относится к социально значимым товарам, и полутушка, которой в этом списке нет. Это ни что иное, как очередная манипуляция с товаром: произвели минимальную обработку продукта и, следовательно, вышли из-под ограничений. В конечном итоге в магазине в одно время вообще невозможно было купить тушку цыпленка целиком. Но людям было некуда деваться, поэтому брали.
В Палате представителей проводили большую работу в этом направлении. По результатам мониторинга цен каждый депутат мог внести свои предложения по недопущению дальнейшего роста цен и инфляции. На ряду с другими моментами я указывала на то, что ряд производителей, в данном случае это уже их зона ответственности, не имея возможности в силу ограничений увеличивать цену на один и тот же товар, минимально изменяли состав товара, преподнося его как новинку.
Например, на одну-две десятые процента менялась жирность молока. И продукт шел как новый. На него производитель мог устанавливать цену с нуля.
Таким образом, если рассматривать объективно, по всем требованиям цены не были завышены, но они все равно росли. И то, что Президент взял на себя жесткое и категоричное решение в целях защиты интересов граждан и по результатам совещания о ценовой ситуации в стране подписал директиву о недопустимости роста цен, очень правильно.
Первое, что нужно сделать на сегодняшнем этапе, это запретить менять ценники в магазине. Думаю, будет предпринят жесткий административный контроль по поводу неизменности цен на уже имеющиеся в магазинах, торговых сетях продукты питания и другие товары. Причем не только социально значимые. Как было отмечено Главой государства, нет социально значимых и незначимых товаров. Все, что покупают люди, важно и необходимо. Должна быть справедливость.
Важно чтобы это решение было правильно реализовано на местах. Взять, например, ситуацию с новыми наименованиями продукта. Нужно учесть все это, чтобы не было возможности обойти такие моменты в новых реалиях. Конечно, новые продукты должны появляться, но они должны быть принципиально новыми, а не очередным способом манипулировать ценами.
В новой системе важно исключить любую возможность недобросовестного поведения как продавцов, так и производителей.