Какими проектами гордятся Беларусь и Китай и как исполнилась мечта Александра Лукашенко? Что важно знать о белорусско-китайском сотрудничестве
Почему Беларусь стала развивать отношения с Китаем
«Мы высочайшим образом оцениваем наши взаимоотношения с Китайской Народной Республикой. Я уверен: какие бы ни были времена в Беларуси, дружба между белорусским и китайским народом останется на века», — эти слова Александр Лукашенко произнес еще в 2001 году на встрече с Председателем КНР Цзян Цзэминем, который посещал Беларусь с государственным визитом.
Уже тогда в Беларуси был взят курс на развитие стратегических отношений с Китаем. Но перспективного партнера в КНР глава государства видел еще до своего президентства. Как рассказывал Александр Лукашенко, будучи депутатом, он посещал Китай, изучая опыт этой страны — так называемые точки роста, благодаря которым Китай и совершил скачок в своем развитии.
«В моей жизни есть хороший эпизод, когда я предложил опыт Китая перенести на Беларусь после распада Советского Союза. Не разрушать существующую систему. Сохранить и партию, и государственное устройство. Но у нас тогда слишком много было либералов, которые избрали западный путь развития, и в парламенте меня не поддержали. Интуитивно еще тогда — до своего президентства — я понял, что будущее нашей планеты за Китаем. Как видите, я не ошибся», — отметил Президент на переговорах с премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном в Пекине в 2016 году.
О том, что Беларусь была крайне заинтересована в сотрудничестве с Китаем, можно судить по количеству визитов, которые Александр Лукашенко совершил в КНР. Президент посещал Китай 12 раз. Да, это были в том числе поездки на крупные саммиты, но и там глава государства встречался с китайскими коллегами. Первый официальный визит в Китай Александр Лукашенко совершил в январе 1995 года. Итогом стало подписание декларации о дальнейшем развитии и углублении сотрудничества между двумя странами.
Во время последней встречи Александра Лукашенко с Си Цзиньпином между Беларусью и Китаем были установлены отношения всепогодного и всестороннего стратегического партнерства. Такая декларация была принята в Самарканде во время переговоров на полях саммита ШОС.
Но что означает новый статус белорусско-китайского сотрудничества? Как пояснил первый вице-премьер Николай Снопков, с 1996 года Китай начал классифицировать свои отношения с другими странами. У него есть 11 основных критериев, внутри свои подвиды — всего 24 уровня. Принятая в Самарканде декларация — высший уровень сотрудничества. Всепогодное стратегическое партнерство Китай установил только с тремя странами. Одна из них Беларусь, две другие — Россия и Пакистан.
Зачем Беларуси биотехнологическое производство
Главным китайским инвестором в Беларуси является компания Citic Construction — одна из крупнейших государственных инвестиционных корпораций Китая. Первых договоренностей о совместных проектах Беларусь достигла с ней еще в 2007 году. Тогда стороны решили построить новые цементные заводы и модернизировать энергоснабжение действующих в Беларуси цементных производств.
Со временем инвестиции в Беларусь приобрели для Китая стратегическое значение. Начнем с БНБК. Не все осознают значимость и масштабы этого проекта. А зря.
Белорусская национальная биотехнологическая корпорация уже производит более 50 видов комбикормов, премиксов и незаменимых аминокислот для животных. Те же аминокислоты стоят сотни миллионов долларов. Раньше Беларусь закупала их для производства высококачественных кормов. А теперь будет не просто закрывать свой рынок, но и поставлять на экспорт.
Предприятие будет состоять из 12 самостоятельных производств по глубокой переработке зерна, объединенных в единую технологическую цепочку. Чтобы построить все это, включая объекты инфраструктуры, необходима территория в 160 га. Для понимания — это почти 230 футбольных полей.
«Я сравнил наше производство БНБК с космосом. Я считаю, что это круче, чем космос. Запустить в космос — это не проблема. А вот создать такое производство. Это гораздо сложнее», — заявил Александр Лукашенко во время посещения предприятия.
Почему Александр Лукашенко называет это космическими технологиями? А вы только представьте: чтобы получить незаменимую аминокислоту, нужно перемолоть зерно в муку, затем ферментировать ее и расщепить образовавшиеся вещества несколько раз. Это очень сложные и дорогие биотехнологии. Неспроста это предприятие — уникальный агропромышленный комплекс для всего постсоветского пространства.
«Для сравнения: если взять одну тонну зернового сырья стоимостью около 200 долларов на мировом рынке, после нескольких переделов (в аминокислотном производстве их 6), постепенной переработки получается готовый продукт стоимостью порядка 8 тысяч долларов за тонну», — рассказала директор по экономике и финансам БНБК Василина Ахрамович.
Но это еще не все. На БНБК через несколько лет будет построено производство полного комплекса витаминов групп B и C. Вот что уже точно космос! Всего несколько стран в мире владеют такими технологиями. И Беларусь будет одной из них.
«Производство витаминов еще более сложно, нежели производство незаменимых аминокислот: на них 6 переделов, а на витаминах их 14. Соответственно это гораздо более сложный и глубокий процесс. Там добавленная стоимость еще более высокая. Почему? Это уже продукция не кормового, а фармакопейного и пищевого назначения. Соответственно у нее и стоимость дороже. Проект ориентирован на переработку кукурузы. При стоимости 200-250 долларов за тонну зерна кукурузы будет получаться продукт стоимостью десятки тысяч долларов, а в фармакопейном качестве это миллионы долларов», — отметила Василина Ахрамович.
Поэтому создание БНБК сравнивают со строительством атомной станции, космическими программами и созданием Парка высоких технологий. Даже американский журнал World Grain называет строительство Белорусской национальной биотехнологической корпорации «новой эрой в агрокультуре Беларуси».
«Мы ставим перед собой колоссальные задачи. Уже на первом году, на старте, мы достигли очень неплохих экономических показателей. Уже сейчас доля экспорта в нашей выручке достигает 70%. Это очень хороший старт. Проект при полной мощности будет вырабатывать порядка 400 тысяч долларов на одного сотрудника. Для сравнения: проекты будущего, которые оцениваются экономическим министерством, соизмеряются в 60 тысяч долларов на одного работника», — добавила директор по экономике и финансам БНБК.
Конечно, без участия китайской стороны построить такие производства было бы невозможно. Компания Citic Construction выступила не только генеральным подрядчиком БНБК, но и акционером. А значит, направляет прямые инвестиции в этот проект.
Александр Лукашенко особенно признателен китайскому коллеге: «Хочу поблагодарить своего хорошего давнего друга Си Цзиньпина. Не было бы его решения… Это было волевое решение. Все зависело от Председателя КНР. И когда у меня с ним были переговоры, я просто по-человечески, по-дружески попросил. Благодарность величайшая этому человеку за то, что оказал поддержку».
Кстати, во времена пандемии Citic попала в сложную ситуацию. У компании были приостановлены проекты по всему миру. Все, кроме одного — Белорусской национальной биотехнологической корпорации. Беларусь не стала закрывать границы, вводить бездумные ограничения, и проект был успешно реализован. Для китайской стороны это тоже говорит о многом.
Как появился индустриальный парк «Великий камень»
А сейчас давайте ненадолго отправимся в 2010 год. На еще одну встречу Александра Лукашенко с Си Цзиньпином. Тогда он посещал Беларусь еще в качестве заместителя Председателя КНР. На этих переговорах прозвучала идея создать совместную платформу инвестиционного сотрудничества. И вот через год правительства подписывают соглашение о Китайско-белорусском индустриальном парке.
Спустя несколько лет Александр Лукашенко и Председатель КНР Си Цзиньпин посещают площадку строительства «Великого камня». Си Цзиньпин назовет индустриальный парк жемчужиной нового Шелкового пути, а эксперты Forbes — изумрудом экономического роста Беларуси. Еще бы! Общая стоимость проекта, масштаб которого так велик, что реализация рассчитана на десятки лет, оценивается в $30 млрд.
«В начале ноября новыми резидентами парка стали 6 высокотехнологичных компаний из Китая и Беларуси. Новые резиденты будут заниматься выпуском сельскохозяйственной техники, инновационной печатной продукции, биоинженерными технологиями и технологиями хранения больших баз данных. Один из резидентов — крупный белорусский логистический оператор — планирует строительство крупного мультимодального терминала», — рассказал первый заместитель главы администрации индустриального парка Петр Якимов.
В парке уже почти 100 резидентов из 15 стран. Заявленный объем инвестиций составляет почти $1,3 млрд. Эти деньги будут направлены на инвестиционные проекты и развитие инфраструктуры парка.
В 2021 году выручка от реализации продукции резидентов «Великого камня» составила Br370 млн, увеличившись почти вдвое по сравнению с предыдущим годом. Здесь занимаются машиностроением, электроникой и телекоммуникациями, биотехнологиями, фармацевтикой, электронной коммерцией, платформами для хранения и обработки больших объемов данных. В 2021 году с участием китайских компаний в Беларуси реализовывалось более полусотни инвестиционных проектов. 44 из них — в «Великом камне».
«К 2025 году прогнозируем, что количество наших резидентов будет не менее 170, общее количество работающих в парке составит около 5 тысяч человек. Под эти грандиозные планы мы хотим и будем развивать инфраструктурные проекты — инфраструктуру не только промышленную, но и социальную, чтобы парк со временем превратился в полноценный город-спутник Минска и, конечно, промышленный кластер», — подчеркнул Петр Якимов.
О чем мечтал Александр Лукашенко и как сбылась его мечта
А сейчас поговорим о мечте Александра Лукашенко. Она уже сбылась и имеет самое непосредственное отношение к этому материалу. Догадались, о чем речь? О производстве в Беларуси легковых автомобилей.
И здесь не обошлось без китайских партнеров. Они поддержали Беларусь финансово и технологически. Для полного цикла сборки — сварка, покраска и непосредственно сборка — пришлось строить совершенно новый завод. Это потребовало $300 млн инвестиций. Завод принял в свой штат более 1,3 тыс. человек.
Совместное белорусско-китайское предприятие появилось в 2011 году между Борисовом и Жодино. В феврале 2013 года с конвейера сошел первый автомобиль.
«Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась», — признался Президент на церемонии открытия «БЕЛДЖИ» в 2017 году.
Какими проектами Китай занимается в Беларуси
В сентябре 2022 года Александр Лукашенко встретился с первым вице-президентом корпорации Citic Construction Ян Цзяньцяном. Они обсудили возможное строительство азотного комплекса, цеха по производству бумаги на Светлогорском целлюлозно-картонном комбинате.
Проект по строительству азотного комплекса в Беларуси предусматривает создание современных производств аммиака мощностью 920 тыс. т в год и карбамида мощностью 1,29 млн т в год. Белорусские специалисты были направлены на заводы в Китай, чтобы затем дать точный ответ, возможно ли строительство и эксплуатация аналогичных объектов в Беларуси.
На Светлогорском ЦКК продолжается строительство производства бумаги. Уже завершена инженерная подготовка строительной площадки. Теперь надо поставить оборудование, провести строительно-монтажные и пусконаладочные работы. Сейчас Светлогорский ЦКК и китайская компания ведут переговоры по контрактам.
Citic Construction также занимается строительством обогатительного калийного комбината для «Славкали» и многофункционального гостинично-делового комплекса по проспекту Победителей в Минске.
Эксперты считают, что Беларусь и Китай могли бы подумать и о совместных производствах в легкой промышленности и деревообработке. «Делать это не только на Россию и Беларусь, но и на Китай. Это кажется, что это достаточно далекие проекты. Россия пока с этим очень сильно тормозит, и Беларусь могла бы их подхватить. Беларусь могла бы создавать совместно с китайцами те же мебельные фабрики в Иркутской области», — предложил китаевед-публицист Николай Вавилов.
За что Китай подарил Беларуси стадион и бассейн
Еще одним символом дружбы между двумя странами стало строительство в Минске «китайских подарков» — Национального стадиона и бассейна международного класса. Футбольный стадион высшей категории УЕФА и бассейн Беларусь получит совершенно бесплатно — в дар от Китая за тесное экономическое сотрудничество. Общая сумма благодарности получилась щедрая — $235 млн.
Подарок под ключ строят сами китайцы. Наши строители лишь подготовили территорию: расчистили площадку и подвели коммуникации. Если вживую стадион получится таким же красивым, как и его проект, то он станет настоящим украшением Минска. Приятно получать такие подарки просто за то, что ты хороший друг и надежный партнер.
А именно так Си Цзиньпин и называет белорусского лидера. «Уважаемый Президент Лукашенко, мой хороший друг, очень рад встрече с вами. Это наша первая очная встреча с начала пандемии. Встреча старых друзей всегда теплая. За 30 лет дипломатических отношений Китая и Беларуси наши двусторонние отношения непрерывно повышаются. Совместно с господином Президентом достигнутые договоренности эффективно реализуются, всестороннее сотрудничество двух стран отличается прочностью и устойчивостью», — сказал Председатель КНР на встрече в Самарканде.
Точная дата очередной встречи Александра Лукашенко и Си Цзиньпина пока не оглашается. Ничего не известно пока и о месте переговоров. Но если даже на полях саммитов лидеры двух стран успевают принимать беспрецедентные решения, то сомневаться не приходится: ближайшие переговоры Александра Лукашенко и Си Цзиньпина выльются в новые взаимовыгодные и громкие проекты. И мы обязательно расскажем вам об их итогах.