Совещание по теме регулирования цен прошло в Гродно
Представителям бизнеса объяснили нюансы законодательства.
В октябре этого года было принято постановление Совета Министров №713 «О системе регулирования цен». У представителей сферы торговли документ вызвал определенные вопросы с точки зрения соблюдения законодательной базы и ее верной трактовки. Чтобы объяснить, в чем именно заключаются нововведения, какие сферы они затронут, в Гродненском облисполкоме собрали индивидуальных предпринимателей и представителей торговых сетей как частного, так и государственного сектора.
Документ прокомментировал первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Иван Вежновец. Участие в заседании также приняли заместитель председателя облисполкома Виталий Невера, начальник главного управления МАРТ по Гродненской области Светлана Сивирчукова, первый заместитель начальника управления торговли и услуг облисполкома Марина Сергеева.
Главная цель совещания – помочь участникам рыночной системы понять новую норму ценорегулирования и оперативно адаптироваться к новым условиям работы. Что еще важно – возможность задать волнующие вопросы и получить ответы от первого лица.
Как отметил Иван Вежновец, чаще всего у представителей сферы торговли возникает вопрос, как правильно соотнести Постановления №713 и Директиву №10 «О недопустимости роста цен». Он пояснил, что на сайте МАРТ имеется разъяснение, что с момента вступления в силу Постановления №713 руководствоваться необходимо именно им.
– Те товары, которые вошли в приложение к Постановлению №713, подпадают под регулирование. Все остальные товары, работы, услуги, если на них нет отдельного регулирования, считаются свободными, и цены на них формируются с учетом конъюнктуры рынка, – пояснил Иван Вежновец. – Это значит, что если товарная группа не вошла в Постановление №713, на нее возможно повышение цены, если она не регулируется другими документами. При этом хочу отдельно обратить внимание: повышение цен, если оно будет производиться, должно проводиться с максимальной социальной ответственностью. Потому что любое резкое повышение цен ведет к негативным реакциям среди граждан. По возможности корректировку цен по нерегулируемым позициям предлагается делать поступательно. В том числе за счет предоставления каких-то скидок.
Сами представители сферы торговли признаются: после того, как вышло постановление, регулирующее ценообразование, на первых порах не хватало каких-то дополнительных разъяснений, как работать с поставщиками, как контролировать недопущение повышения цен, но необходимая поддержка была оказана. В том числе представители торговой сферы отметили положительную роль подобных совещаний.
– После того, как вышло официальное разъяснение, тогда и поставщики поняли, каким образом им оформлять документацию, товарно-транспортные накладные, протокол согласования цен. На сегодня никаких вопросов нет, обстановка стабильная. Сегодняшнее мероприятие очень правильное, оно действительно нам необходимо для того, чтобы именно из первых уст услышать какие-то ответы на наши вопросы. Например, важный вопрос, который сейчас волнует всю торговую сеть, это ассортиментные перечни. Каким образом нам их составить, утвердить, не нарушая сроков, и потом соблюдать, потому что розничная сеть – это различные типы магазинов, у которых есть свои нюансы, свои требования, и здесь должны быть учтены, наверное, все мнения, – рассказала заведующая магазином «Светофор» Наталья Петрусова.
Рост цен отмечали в определенный период все: и покупатели, и поставщики, и работники сферы торговли. Регулирование процесса, по мнению участников совещания, было просто необходимо как своевременная мера.
– Мы, когда увидели это постановление, конечно, сразу же остановили все поставки, которые хоть как-то влияли на изменение цены в большую сторону, – рассказала управляющая филиалом №1 ЗАО «ГродноТоргСервис» Наталья Клиницкая. – Дальше последовали комментарии, что необходимо делать, разъяснения, как предприятиям торговли строить систему ценообразования, какие применять торговые надбавки. Конечно, те товары, которые необходимо было уценить, мы их уценили. На данный момент все это находится в процессе разъяснения, но уже многие болевые моменты стали понятны. Какие-то отдельные шероховатости все же еще есть, которые мы хотим для себя выяснить на сегодняшнем совещании.
Некоторые представители торговли признались, что благодаря большому опыту, удалось слаженно отработать схему, не допустив нарушений, однако помощь и поддержка касательно разъяснения каких-то моментов всегда кстати.
– Опыт достаточно большой был у нас: и лично у меня, потому что я когда-то была экономистом по ценам в управлении торговли, и у нашего директора, поэтому мы очень слаженно отработали, – поделилась заместитель директора по экономике ЗАО «ГродноТоргСервис» Инесса Носкова. – Конечно, были недопонимания, но все-таки мы быстро вошли в русло, а на какие-то неясности в сфере нового постановления, комментарии со временем приходили. Главное, что мы отслеживаем все. Но тем не менее, чтобы получать комментарии из первых уст, очень полезны подобные встречи, где готовы ответить на все интересующие вопросы.