Елена Зинчук: «Обновленный Кодекс об образовании открывает новые возможности для целевой работы с одаренными учащимися»
Елена Зинчук, директор гродненской гимназии №10 имени Митрополита Филарета:
– Повышение эффективности, качества и доступности образования – вот основные принципы, которые отражены в новой редакции Кодекса об образовании. Принятие нового документа – это результат глубокого анализа действующей системы образования и пожеланий всех участников образовательного процесса, высказанных в ходе многочисленных обсуждений, результат планомерного развития системы образования страны.
Одно из важных нововведений – получение обязательного общего среднего образования. Получить его можно будет как в учреждениях общего среднего образования, так и в профессионально-технических и средних специальных учреждениях. Выпускники 9-х классов сегодня выбирают разные траектории обучения. По статистике большинство идет в 10-й класс, а остальные поступают в учреждения профтехобразования или среднего специального образования с получением общего среднего образования. На мой взгляд, такой подход необходим учащимся для более осознанного выбора своего профессионального пути.
Стоит отметить и то, что учебный год будет начинаться с 1 сентября и длиться по 31 августа, а не до 31 мая. Не секрет, что во время летних каникул в учреждениях образования продолжается образовательный процесс: работают летние лагеря, проводятся разные мероприятия, акции, детям оказываются дополнительные образовательные услуги. То есть новация никоим образом не означает, что учащиеся в обязательном порядке будут привлекаться к образовательному процессу и в летние месяцы. Просто появляется хорошая возможность дополнительно расширить спектр образовательных услуг для школьников.
Как руководитель гимназии особое внимание обращаю на изменения в Кодексе, которые касаются конкурсного отбора в 10-е классы гимназии. Теперь он будет осуществляться по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок за предметы, которые учащиеся планируют изучать на повышенном уровне. Главный посыл этого решения вижу в создании дополнительных возможностей для ребят с высоким уровнем мотивации. Те, кто в силу каких-то причин освоил учебную программу ниже проходного среднего балла, могут продолжить обучение в общих средних учреждениях образования. На мой взгляд, такой подход позволит более активно налаживать работу с одаренными ребятами, помогать им реализовать себя, целенаправленно готовиться к будущей профессии.
Еще одно новшество – расширение категории учащихся, имеющих льготы при поступлении в вузы. Теперь это победители университетских олимпиад, отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, а также ребята, успешно прошедшие обучение в Национальном детском технопарке. Это, нет сомнений, послужит дополнительной мотивацией для осознанного выбора школьниками будущей профессии.
Одним из самых волнующих вопросов обновленного Кодекса является введение централизованного экзамена. На мой взгляд, это новшество позволит абитуриентам избежать двойной психологической нагрузки в виде выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы. Уже в мае выпускники сдадут два централизованных экзамена и только один тест после получения аттестата. Думаю, такой подход исключит необдуманность при выборе учреждения высшего образования для продолжения обучения.
Таким образом, новации позволят принципиально отрегулировать систему приема в учебные заведения. Будет обеспечен баланс интересов на уровне государственных органов, организаций-заказчиков кадров, учреждений образования и, конечно, самих абитуриентов и их родителей, которые имеют большой интерес к поступлению в вуз, получению востребованной специальности.
Гродненская правда