О чем говорит история про пророка Даниила и трех отроков, которые были брошены в огненную пещь? Воскресная проповедь
Сегодняшний день называется Днем святых Праотцев.
Сегодняшний воскресный день называется Днем святых Праотцев, сообщает ОНТ. Это день, когда христианский мир вспоминает Рождество Христово (по Григорианскому календарю). А наша Церковь живет Юлианским календарем, и поэтому этот День святых Праотцев. В этот день мы вспоминаем пророка Даниила. Какое событие с ним связано? Расскажет протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске Минской епархии Белорусской православной церкви.
«И среди святых, память которых мы совершаем сегодня, за две недели до Рождества Христова (по Юлианскому календарю), мне хочется обратить наше внимание на имена святого пророка Даниила и тех трех отроков, которые были брошены в огненную пещь за их отказ поклониться идолам», – говорит протоиерей.
О пророке Данииле можно сказать только одно, главное: прежде печи он был брошен на растерзание диким зверям, брошен только за то, что отказался хоть один день остаться без молитвы; он отказался спасти свою жизнь ценой того, что столько людей и так легко делает изо дня в день: не поклониться Богу, не восхвалить Его имя, не выразить Ему свою преданность, не вознести заступническую молитву печальника о людях перед Престолом Божиим. Он посчитал для себя это невозможным, даже для того, чтобы спасти свою жизнь. Над этим нам стоит задуматься в наше время…
«А об отроках, которые были брошены в огненную пещь, я хочу остановить наше с вами внимание на двух моментах», – говорит протоиерей.
Первое: они тоже оказались готовы заживо быть сожженными скорее, чем поклониться идолу, статуе, образу земной власти и по приказу отступить от Бога для того, чтобы служить другим ценностям земным. И вновь параллель: разве именно это не делаем мы изо дня в день, подчиняясь всякому повелению, служа всем земным ценностям, предпочитая безопасную жизнь опасности быть Божиим человеком?И второе – каждому откровению о святости людской, о величии человеческого духа, о безграничной преданности людей, подобных нам, преданности Богу всегда сопутствует некое откровение о Самом Боге.
И вот эти три отрока, отмечает Федор Повный, отказавшись поклониться идолу, были брошены в огненную пещь, так страшно разжженную, что она издали обжигала подходящих к ней; и царь-мучитель решил посмотреть, как они страдают; и он подошел, как мог ближе, к этой пещи; и обратился он к своим советникам: «Не трех ли людей в цепях бросили мы в эту печь? Каким же это образом я вижу там четырех, движущихся свободно, и один из них – Сын Божий?..»
В ответ на верность этих трех отроков Христос Спаситель сошел к ним еще до Воплощения, в сиянии Своего Божества и в образе человеческом освободил их от уз, спас от смерти и прославил их перед лицом царя-мучителя и его клевретов.
«Вот что нам говорит о Боге это событие: там, где горит страданье, там, где пламенеет искушение, там, где ужас смерти охватывает людей, Он, Господь, в их среде, не чужой, не призывая их, как бы извне, к терпению, которое Он Сам не проявил бы, не спасая их извне без участия в их страданиях. Вдумайтесь: наш Бог сошел в нашу среду, Он приобщился всему, что составляет человеческую судьбу; огненное искушение и испытание Он пережил и устоял; и среди огненного испытания Он дает свободу тем, которые остаются с Ним», – отмечает протоиерей.
В самые глубины человеческого ада Он сошел и там возвестил свободу и победу Божию и новую жизнь людям.
«И разве пред таким Богом можно не поклониться? Разве можно Ему отказать служить? Разве можно предпочесть какие-либо другие ценности, чем ценности Божии, Христовы на земле, и отдаться другой власти, чем власти Христовой?», – задает вопрос Федор Повный.
Подумаем об этом. Идет на нас день Рождества Христова – как мы Его примем? В этот день Он сходит на землю, вступает в ограничение тварного мира, вступает в уродство падшего мира, углубляется в ад греха, оставаясь безгрешным – и все по любви к нам…
«Найдется ли в нас великодушие ответить любовью на любовь, найдется ли в нас мужество, как у пророка Даниила и этих отроков и несметного числа святых, ответить на Его призыв стать Божиими людьми?», – спрашивает протоиерей.
Знаете, когда мы вглядываемся в списки святых, как поражают такие слова: святой такой-то – с женой и двумя детьми, такой-то – с братом и с таким же числом друзей. И эти друзья, и эти братья, и эти жены, и эти дети насчитываются тысячами и тысячами; и они были, как и мы, хрупки, они тоже боялись боли, они тоже хотели жить. Но они предпочли верность любви предательству – предательству в малом, и поэтому оказались способными быть верными во многом.
«Начнем и мы с малого; будем верны Богу во всем том, что доступно нашим малым силам, и вырастем мы в меру тех людей, которые во многом оказались верны и вошли в радость и славу Господа своего. С наступающим праздником!», – сказал протоиерей Федор Повный.