Соломоплетение Беларуси включили в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
ЮНЕСКО приняло такое решение 1 декабря.
Такое решение принято на 1 декабря на 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в Марокко.
Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире, являются одной из наиболее национально отличительных форм выявления духовных ценностей и художественных традиций белорусов.
– Не будет преувеличением сказать, что в Беларуси этот вид ремесла обрел новую жизнь, обогатил арсенал народного искусства новыми находками, стал массовым видом современного художественного творчества. Определение «белорусская соломка» приобрело значение национального бренда. Художественные изделия и сувениры из соломки безошибочно ассоциируются с Беларусью, свидетельствуют о творческих способностях и трудолюбии белорусов, – отметили в министерстве.
Там добавили, что в Беларуси плетением соломки занимались издавна. Начало использования восточными славянами соломы в качестве материала для плетения относится к периоду расширения земледелия на рубеже II–I тысячелетий до н. э. Это ремесло ведет свои истоки от стародавних обрядов, связанных с культом хлеба и плодородия.
В Министерстве культуры также напомнили историю развития соломоплетения в Беларуси. В частности, оно с 1960–1980-х годов обрело вторую жизнь, а его известность за пределами страны обусловили несколько факторов. Во-первых, это освоение и выпуск сувениров и декоративно-утилитарных изделий из соломы на созданных фабриках художественных промыслов в Бресте, Могилеве, Чечерске. Во-вторых, это расширение приемов выразительности соломоплетения, создание жанра декоративной анималистической скульптуры в творчестве ярких мастеров – Веры Гаврилюк, Таисии Агафоненко, Ларисы Лось, Лидии Главацкой, Тамары Павловской.
Значительную роль в развитии современного соломоплетения в Беларуси имела музеефикация и реставрация уникальных произведений прошлого – соломенных Царских врат из иконостасов сельских церквей на Полесье начала XIX века, патронат народных мастеров Художественным фондом БССР в 1970–1980-е годы, выставочная деятельность на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.
К концу ХХ века произошел настоящий расцвет белорусского соломоплетения. В 2003 и 2005 годах в Минске проведены международные фестивали искусства соломки.
В 2019 г. по инициативе Министерства культуры на региональном уровне совместно с учреждениями культуры и научными организациями изучено современное состояние бытования соломоплетения на территории Беларуси. Результаты показали, что в 85 регионах республики носителями традиций соломоплетения являются более 200 мастеров, среди которых 20 имеют почетное звание «Народный мастер Беларуси» и представляют это ремесло на высоком художественном уровне.
Среди мастеров преобладают женщины. Мужчины в основном создают традиционные изделия в технике спирального плетения: емкости больших объемов, мужские головные уборы, ритуальные рождественские маски и др. Более 100 мастеров работают в учреждениях культуры: домах ремесел и центрах народного творчества. Около 50 преподают в учреждениях образования. Некоторые мастера работают индивидуальными предпринимателями, ремесленниками, владельцами усадеб. Свои изделия из соломы они предлагают на ярмарках, фестивалях, выставках, в магазинах народных промыслов и сувениров.
Для популяризации белорусского наследия на международном уровне Министерство культуры совместно с Белорусским университетом культуры и искусств в течение 2020 года подготовило номинацию по элементу нематериального историко-культурного наследия «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения», которая в марте 2021-го была представлена в Секретариат Конвенции по охране нематериального культурного наследия.
Соломоплетение – выразительный феномен белорусской культуры. Его сохранение и развитие – одно из приоритетных направлений деятельности по охране наследия. На законодательном уровне в Беларуси определены принципы сохранения и создания условий для развития и передачи потомкам традиций народных художественных ремесел, регламентирована деятельность ремесленников и ремесленных объединений, обеспечена защита их прав и определенных преференций, включая налоговые льготы и возможности различных поощрений (присуждения звания «Народный мастер» или авторских наград).
Художественные практики соломоплетения остаются живой традицией, которая непрерывно обогащается. В стране налажена система обучения ремеслу, передачи знаний о технологии обработки материала, преемственности его художественных традиций.
Для детей и взрослых действует сеть образовательных и культурных учреждений, обучающих соломоплетению. Проводятся выставки и фестивали ремесел и народного творчества, в том числе конкурсы по соломоплетению в рамках фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Оно изучается в Белорусском государственном университете культуры и искусства, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, иных учебных заведениях страны.
Государственные музеи приобретают произведения мастеров соломоплетения и формируют музейные коллекции. Наиболее значительные коллекции изделий из соломки экспонируются в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном историческом музее Республики Беларусь, Музее древнебелорусской культуры, крупных региональных музеях.
Национальная академия наук Беларуси, кафедры этнологии и фольклора ведущих вузов страны, а также региональные центры фольклора занимаются идентификацией, изучением и продвижением соломоплетения.
Белорусская соломка стала пятым национальным элементом в списках Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (наряду с рождественским обрядом «Колядные цари» в д. Семежево, торжеством в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской в г. Будславе Минской области, весенним обрядом «Юрьевский хоровод» в д. Погост в Гомельской области и культурой лесного бортничества Беларуси на примере Лельчицкого района Гомельской области.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!