Соломенный паук, коза и звезды. Этнограф о значении колядных образов
Этнографы уделяют большое внимание изучению колядных песен.
Зима — время волшебства и праздников. Однако кроме Нового года и Рождества стоит вспомнить про древнюю белорусскую традицию празднования Коляд. Изначально это был языческий праздник, посвященный началу нового года. Но с принятием нашими предками христианства начал переплетаться с Рождеством. Кроме множества обрядов и традиций, этнографы уделяют большое внимание изучению колядных текстов и песен. Какие образы и смыслы вкладывали в них наши предки, БЕЛТА рассказал кандидат исторических наук, доцент БГУ Дмитрий Скворчевский.
Колядные мотивы в текстах и песнях
«Коляды — праздничный период, который приурочен ко дню солнцестояния. Деятельность человека в этот период минимизируется, фактически замыкается в пределах дома, усадьбы и двора», — отметил Дмитрий Скворчевский.
По его словам, если внимательно присматриваться к колядным текстам и символике, то можно понять, что их основной мотив и смысл — космогонический, связанный с созданием мира. «В колядных текстах мы не видим даже косвенных описаний поворота солнца или его остановки на некоторое время. При этом в песнях и поверьях хорошо прослеживаются космогонические мотивы. Например, мотив искры — катализатор создания мира или же его отдельных элементов. Есть образ горящей свечи, из которой падает искра и появляется речка, озеро или другой элемент мира. Это очень древний мотив», — сказал кандидат исторических наук.
Часто в колядных текстах отдельные элементы мира создаются из частей тела. Например, в белорусских текстах и песнях из слезы Бога или какого-то святого создается озеро, река, другие элементы. Эти традиции схожи с индоиранскими и скандинавскими.
«Мотив небесного коня, который разбивает своим копытом камень, также свидетельствует о создании мира. Еще один космогонический мотив — это строительство дома, терема или церкви. Обычно в песнях строителем выступает сам Бог. Также космогоническими строителями выступают пчелы и птицы, например голуби. Обычно дома, которые строит Бог, обладают всеми признаками мира и природы — в них есть солнце, месяц, дождь, тучи и звезды. Кроме того, следует отметить мотив новизны, особенно в строительстве. К примеру, есть новая церковь или дом, но нет упоминания о том, кто их построил. При этом наши предки считали, что в этом также были задействованы высшие силы», — пояснил ученый.
Популярным мотивом в обрядных песнях на Коляды Дмитрий Скворчевский также назвал образ мирового дерева, которое воплощают явор, вишня или береза. Часто именно на этих деревьях располагается свечка, из которой падает та самая искра.
«Обычно в колядной песне прослеживается один или максимум два мотива. Но есть песни, а которых таких соединений очень много, причем это самые разные космогонические мотивы», — добавил он.
Образы Коляд и их значение
Самый узнаваемый колядный образ — это колядная звезда. «Он богат разными этнокультурными и религиозно-конфессиональными представлениями. Его первоисточник — Вифлеемская звезда. Она часто фигурирует в народных преданиях, потому что выступает важнейшим элементом колядной традиции. При этом колядная звезда имеет не только символическое, но и реальное воплощение на небе. Раньше люди не садились за ужин и не начинали есть кутью, пока эта звезда не загорится. Эта звезда (Капелла) — самая яркая в созвездии Возничего. Именно она первой появляется на небе во время Коляд», — рассказал Дмитрий Скворчевский.
Еще одним прообразом колядной звезды является пояс Ориона в одноименном созвездии, который представляет собой три яркие звезды. Когда они появлялись на небе — это также был знак, что пора начинать есть кутью. При этом у католиков появление этих звезд было знаком того, что колядный период завершается.
Важный колядный образ и планета Венера, или «Вечарніца». Считается, что она первой появляется на небе и выступает сигналом для начала колядных празднований.
«Образ козы тоже есть в белорусской обрядности. Коза часто ассоциировалась со звездой, потому что ее можно увидеть на ночном небе в созвездии Возничего. В колядных песнях поется, как к козе приходит волк, который может съесть ее и козленка. В первой половине 20 века один из исследователей белорусского фольклора выдвинул интересную гипотезу: возможно, сказочный сюжет про козу и козлят является отображением небесного события, которое наблюдали наши предки. Когда в период, близкий к зимнему солнцестоянию, месяц (волк) поглощает плеяды звезд (козлят) и после освобождает их, а в это же время рядом сияет та сама звезда-коза — Капелла. Возможно, именно это явление стало источником для появления данного сюжета», — подчеркнул этнограф.
Месяц, солнце и звезды символизируют идеальную семью — мотив родства небесных тел. Обычно звезды — это дети месяца и солнца, но есть песни, в которых говорится, что звезды — это сестры месяца. Как правило, к ним обращаются за благословением брака, особенно в весенней обрядности.
«Еще один популярный образ Коляд — соломенный паук. Он символизирует модель идеального мира, созданную в это волшебное время. Это соломенное украшение напоминает паутину, что также повлекло появление такого названия. Считается, когда видишь живого паука — нельзя его убивать. Это традиция наших предков, которые верили: паук — святой и основал этот мир», — резюмировал Дмитрий Скворчевский.