В Комитете государственного контроля Гродненской области уделяется вопросу соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц
Постоянное внимание в Комитете государственного контроля Гродненской области уделяется вопросу соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, в том числе соблюдению сроков и полноте рассмотрения таких обращений.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней со дня, следующего за днем регистрации обращения в соответствующей организации. Этот же срок распространяется и на внесенные замечания и предложения в книгу замечаний и предложений. Если последний день срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Если же обращение требует дополнительного изучения и проверки, то оно рассматривается в месячный срок.
Имеются особенности сроков рассмотрения обращений, направленных депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатам местных Советов депутатов. Если указанные лица отсутствовали в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, то сроки исчисляются со дня, следующего за днем окончания названных событий.
При рассмотрении государственными органами и иными организациями обращений граждан и юридических лиц имеют место случаи, когда жалоба (заявление, предложение) по объективным причинам в силу различных обстоятельств не может быть рассмотрена в полном объеме в установленный срок.
Так, в ряде случаев для решения поставленных вопросов необходимо совершить определенные действия, выполнить работы, получить дополнительное финансирование и даже затребовать информацию из иностранного государства, на что может потребоваться гораздо больше времени.
Например, как правило, недостаточно месячного срока при обращении гражданина в райисполком по вопросу ремонта крыши многоквартирного дома, где он проживает и приведения в надлежащий вид фасада здания.
В такой ситуации срок рассмотрения жалобы (заявления, предложения) продлевается и заявителю не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращения, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращения по существу.
При этом обращение ставится на контроль, с которого снимается только после разрешения всех изложенных в нем вопросов, принятия необходимых мер, входящих в компетенцию государственного органа (организации), который его рассматривает, и окончательного ответа заявителю.
Законодательством не предусмотрены обязательные промежуточные ответы по находящимся на контроле обращениям, а также не регламентирована их периодичность. Однако исходя из специфики (особенностей) конкретной жалобы (заявления, предложения), для максимально полного и объективного ее рассмотрения, руководитель государственного органа (организации) или его уполномоченный заместитель вправе самостоятельно предусмотреть промежуточные ответы, в том числе и с определенной периодичностью.
Также обращаем внимание, что нарушение установленных сроков рассмотрения обращения гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица влечет административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 10.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа в размере до четырех базовых величин.