Зарплата «в конвертах» — какие негативные последствия наступают для работников
Гродненское областное управлениe Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь напоминает: плательщики обязательных страховых взносов обязаны начислять и перечислять обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) в полном объеме и в установленные сроки.
Своевременная и полная уплата страховых взносов гарантирует работникам предприятий своевременное назначение и выплату пенсий и пособий, выплачиваемых из средств бюджета фонда. В период, когда работодателем вносы не уплачиваются или уплачиваются в неполном объеме, у работников не формируются права на социальные выплаты, включая пенсии, что также отрицательно отразится на размере пенсии или пособия.
Следует отметить, что работники порой не задумываются о последствиях выплаты заработной платы «в конвертах». Речь идет о причинении вреда не только интересам государства, общества, но и своим собственным. Как правило, получатели зарплат «в конверте» соглашаются со своим заработком, но только до тех пор, пока не столкнутся с проблемами по здоровью или не соберутся выходить на пенсию.
Получение «серой зарплаты» влечет для работника недостаточную расчетную платежеспособность при обращении в банк за кредитом, отсутствие социальных гарантий в связи с временной нетрудоспособностью или низкий размер пенсии в будущем. Поскольку налоги в бюджет и отчисления в бюджет фонда с зарплаты «в конверте» не уплачиваются, это негативно отражается на благосостоянии других граждан, величине социальных и иных выплат.
Не секрет, что некоторые работники даже не догадываются о том, что вовлечены в серые зарплатные схемы. С работниками заключались договора, в соответствие с которыми они выполняли свои функции в течение определенного количества часов, расписываются в ведомостях о получении денежных средств. А когда приходит время оформлять пенсию, выясняется, что в фонде отсутствуют сведения об их работе, либо сумма заработка, из которого наниматель уплачивал обязательные страховые взносы ниже той заработной платы, которая выплачивалась фактически, но без отражения по данным бухгалтерского учета. Как результат ущемляются пенсионные права работника.
В Республике Беларусь основным источником выплат пенсий и пособий по временной нетрудоспособности являются обязательные страховые взносы, которые уплачиваются работодателями за каждого работника в бюджет фонда.
В зависимости от уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда приобретается право на выплаты по государственному социальному страхованию на случаи болезни, временной нетрудоспособности, беременности и родам, инвалидности, достижения пенсионного возраста, потери кормильца, потери работы, смерти застрахованного лица или члена его семьи.
Согласно законодательству о пенсионном обеспечении в 2023 году право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет имеют лица, у которых минимальный страховой стаж составляет 19 лет. В страховой стаж засчитываются только те периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, за которые производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Ежегодно страховой стаж увеличивается на полгода до достижения к 2025 году 20 лет.
Следовательно, при оформлении пенсии у работников— получателей зарплат «в конверте» периоды трудовой деятельности, в течение которых не производилась уплата страховых взносов, не будут учтены в страховой стаж и при исчислении размера пенсии будет учитываться только официальная заработная плата, из которой уплачивались страховые взносы в бюджет фонда, т.е. размер пенсии может оказаться гораздо ниже, чем, если бы он был исчислен из всей суммы заработанных средств.
А чем чревата подобная ситуация для нанимателя?
Как уже отмечалось, выплачивая зарплату в «конверте» наниматель не доплачивает обязательные взносы Фонду социальной защиты населения.
В такой ситуации Фонд в установленном законодательством порядке примет меры по доначислению нанимателем недоплаченной суммы взносов, а если сумма такой недоплаты превысит 20 базовых величин, то должностное лицо нанимателя еще и получит штраф от 2 до 20 базовых величин (статья 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Кроме того, ответственность нанимателей ужесточена. Так, с 19 июня 2021 года введена уголовная ответственность нанимателей за уклонение от начисления и уплаты обязательных страховых взносов — статья 243-3 УК РБ. Теперь в случае умышленного занижения размера отчислений в Фонд, превышающего 2 500 базовых величин, административным штрафом можно не отделаться, поскольку за подобное нарушение предусмотрена уже уголовная ответственность.
Инна Хорошко,
начальник Кореличского районного сектора Гродненского облуправления Фонда социальной защиты населения