29 марта в Мирском замке начала работу временная экспозиция «Святись, святись, великий день…»
29 марта 2023 г. в музее «Замковый комплекс «Мир» начнет работу временная экспозиция «Святись, святись, великий день…», на которой будут представлены пасхальные открытки, а также предметы декоративно-прикладного искусства ХІХ–ХХ вв. из фондов Учреждения культуры «Гродненский государственный музей истории религии».
Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 г. во Франции. Прообразом современных открыток стали карточки с гравюрами на плотной бумаге. Но большой популярностью такие послания тогда не пользовались.
Широкое распространение открытки получили лишь столетие спустя. Причиной тому стала военная кампания и нехватка писчей бумаги. Во времена франко-прусской войны 1870-1871 гг. у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 г. он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона предназначалась для адреса, а другая – для послания. Место для изображения на них не предусматривалось.
Внешний вид первых иллюстрированных открыток сильно отличался от современных: одна из сторон полностью отводилась под адрес, на другой же, где размещалось изображение, было принято писать текст письма. Однако отведенного места было явно недостаточно, и отправителям часто приходилось писать поверх рисунка. Чтобы исправить ситуацию, в 1904 г. почтовые правила изменили. Теперь под изображение стали выделять целую сторону открытки, оборотная же сторона делилась пополам: слева писался текст сообщения, справа указывался адрес получателя.
Иллюстрированными открытками начали обмениваться по почте. Открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их с праздником. Вскоре мода на поздравительные открытки добрались и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам. Самыми распространенными сюжетами для поздравлений были Рождество, Пасха и День ангела. Но если в Европе акцент в церковном почитании делался на Рождестве Христовом, то в России традиционно главный праздник – это Пасха. С конца ХІХ в. одним из красочных и неотъемлемых художественных атрибутов праздника становится пасхальная открытка.
Первые художественные иллюстрированные открытки выпустила к Пасхе 1898 г. Община святой Евгении. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило более 6 тысяч видов открыток.
Популярны были изображения играющих ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения, куличи, вербы.
Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, – расписные затейливым узором пасхальные яйца.
На некоторых открытках вместо рисунков помещали фотографии, которые можно было распечатать в типографии или фотоателье и отправить по почте.
Революция 1917 г. положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии.
После Великой отечественной войны пасхальные открытки начали печататься небольшими тиражами. Купить их можно было только в церковных лавках.
Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху открытки произошло лишь в конце 1980-х гг. Издание иллюстрированных пасхальных открыток возобновилось с начала 1990-х гг. многие из них воспроизводили образцы русской пасхальной открытки начала ХХ в.
Ещё одним старинным пасхальным обычаем являлось дарение расписных яиц-поделок, которые изготавливали из разных материалов: дерева, камня, стекла, металла, фарфора, фаянса и т.д. Размеры рукотворных повторяли всё разнообразие размеров натуральных яиц. Крупные пасхальные яйца делали подвесными на ленте с пышным бантом для украшения домашних киотов. Миниатюры в размер яйца малиновки создавали ювелиры из драгоценных металлов и камней как дамские украшения.
В экспозицию вошли 18 фарфоровых, фаянсовых, стеклянных, деревянных расписных яиц-поделок, а также пасхальных яиц, украшенных разноцветным бисером.
Ознакомиться с временной экспозицией посетители смогут по 28 апреля 2023 г.
Елена ДЕНИС,
заведующий отделом учета и хранения музейных фондов