Гастротуризм, сафари-туры, экскурсии на предприятиях. Чем удивит Гродненщина в этом туристическом сезоне
В Гродненской области гостей встретят особыми предложениями.
В ожидании гостей
– Татьяна Александровна, белорусы стали больше интересоваться путешествиями внутри страны. На ваш взгляд, внутренний туризм будет тенденцией и нынешнего года?
– Долгое время свои коррективы в летний отдых вносила пандемия, а теперь появились еще и геополитические вопросы. Вариантов выезда за границу у туристов не так уж и много, поэтому, безусловно, в этом году ожидается тренд на развитие внутреннего туризма. И сфера активно готовится к сезону: агроусадьбы, гостиницы, санатории, музеи разрабатывают программы разнопланового и насыщенного времяпрепровождения гостей.
В 2022 году наш регион посетили 562 тысячи путешественников. Это больше, чем в доковидном 2019-м. Причем приведенная цифра в действительности выше, ведь оценить достоверно, сколько экскурсантов побывало в регионе, мы не можем. Как правило, они приезжают на несколько часов, останавливаются у родственников либо знакомых. Что касается безвиза, то в прошлом году им воспользовались почти 3,4 тысячи человек (больше, чем в 2021-м). Показатель мог бы быть и выше, но сказалось закрытие границ. Уверена, в нынешнем сезоне положительная тенденция сохранится, и мы встретим много гостей. Это уже ощущается с марта.
Дегустации сыра, сплавы на байдарках
– Историко-культурный, охотничий, религиозный… В нашей стране определено свыше десятка видов туризма. Как они развиваются и какие пользуются наибольшей популярностью?
– Пройдемся по объектам туристической деятельности. Наиболее ощутимый рост – у санаториев. В прошлом году они приняли свыше 73 тысяч отдыхающих, темп роста – более 20 процентов. Не останавливаются на достигнутом, постоянно развивают свою инфраструктуру, добавляют новые виды услуг. Нет сомнений, что отдых в белорусских здравницах в нынешнем сезоне также будет на пике популярности.
Достойной альтернативой санаториям являются агроусадьбы. Количество подобных объектов на Гродненщине приближается к 450. В прошлом году отдых в агроусадьбах предпочли 105 тысяч человек, это больше, чем в 2019‑м на 20 тысяч туристов.
Люди порой заблуждаются, думая, что сельский туристический сегмент хорош только для проведения торжеств, свадеб, корпоративов. Агроусадьбы совершенствуются с учетом потребностей туристов, трендов на самобытность, национальную идентичность. Они готовы предложить комфортный отдых с программами для любой категории туриста. Кроме проживания, владельцы усадеб предоставляют комплекс услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями: джип-туры, сафари-туры, сплавы на каяках, галетах, байдарках, катание на лошадях, звукотерапия на тибетских чашах. Практикуют проведение мастер-классов – например, по игре на гуслях звончатых, приготовлению домашнего масла и блинов, хлебопечению. Открывают музейные экспозиции народного быта, восстанавливают старинные дома, в которых размещают музеи.
Сегодня в регионе действуют три агротуристических кластера: в Островецком районе, «Терем развлечений» в Щучинском и Лидском районах и «Заходняя скарбонка» в Волковысском, Зельвенском и Свислочском районах. В чем их суть? Объединившись, агроусадьбы делают совместные туристические программы, где можно, к примеру, продегустировать козий сыр, посетить музей, поучаствовать в мастер-классе по танцам. В рамках одного кластера услуги, предоставляемые гостям, не дублируются. Каждый сосредоточен на своей уникальной фишке. Посетить данные места интересно и взрослым, и детям. Это делает отдых более разнообразным и позволяет задержать туриста на несколько дней.
Один из трендов последнего времени – экологический туризм. Уверена, этот вид отдыха будет хитом и нынешнего лета. Очень перспективны в этом плане заказники. Это и Липичанская пуща, и Озеры, и Сорочанские озера. Так, однозначно стоит присмотреться к экологическому маршруту по заказнику «Озеры». Он очень интересный и захватывающий, позволяет прокатиться на мотодрезине по территории заказника. Туристам также предлагают разнообразные стоянки для отдыха, есть услуги онлайн-бронирования, оплаты. Убеждена, горожанам, которые устали от города, просто необходимо поехать туда и здорово провести время.
Одной из новинок этого года стал маршрут по Липичанской пуще. Туристический оператор предлагает насладиться уникальностью и красотами природы заказника, совершив сплав на байдарках по Неману и Щаре. Вдоль всех маршрутов оборудованы стоянки с беседками, кострищами. В дополнение предложат экскурсию, дегустацию, анимационные программы для семей, компаний. Конечно, нельзя не вспомнить и водную жемчужину принеманского края – Августовский канал, который продолжает развиваться. Здесь созданы пешеходные тропы, сеть велосипедных маршрутов. Есть все условия для размеренного и познавательного отдыха.
«Вкусные» путешествия
– Татьяна Александровна, сможет ли 2023-й стать важной вехой для развития гастрономического и промышленного туризма?
– Гастрономический туризм – действительно яркое и перспективное направление, ведь сегодня уже невозможно представить себе путешествие без гастрономической составляющей. Новый двухдневный маршрут «Путешествие со вкусом» разработали в Сморгонском районе. Туристы могут поучаствовать в мастер-классе по приготовлению домашней халвы, оценить вкус сыродавленных растительных масел с домашним бездрожжевым хлебом и свежим овощным салатом с домашней брынзой, отведать кашу в глиняных горшочках, шашлык из перепелки. А между всем этим посетить много необычных мест, поучаствовать в развлечениях. Безусловно, точки роста для гастрономического туризма в нашем регионе есть. Его дополняют многочисленные праздники в регионах, в рамках посещения которых можно ознакомиться и с приготовлением караваев, сыра, молочных продуктов, секретами приготовления блюд из помидоров, попробовать даже блюда из улиток.
Что касается промышленного туризма, то, надо сказать, что сейчас идет тренд на увеличение промышленных экскурсий. Каждому району поставлена такая задача, и в ближайшее время мы увидим предприятия, которые распахнут свои двери для туристов. Посетители смогут ознакомиться с производственным процессом, продегустировать выпускаемую продукцию, купить сувениры. Это, безусловно, повышает лояльность аудитории к тому или иному бренду, позволяет увеличивать продажи и в целом является очень хорошим инструментом маркетинга, который нельзя упускать.
Например, в ОАО «Красносельскстройматериалы» работает музей и открыта площадка на 14-й линзе меловых карьеров. В Волковыске работает предприятие «БелОБСТ», специализирующееся на производстве фруктово-ягодных наполнителей для молочной и кондитерской промышленности. Для посетителей там проводят экскурсию, предлагают продегустировать продукцию, дарят подарок. Интерес к такому формату экскурсий у путешественников только растет.
– В гродненском регионе сделан упор на развитие сети туристско-информационных центров. Что еще помогает популяризировать внутренний туризм?
– Стоит задача в этом году создать туристско-информационные центры повсеместно. Они появятся в каждом райцентре и возьмут на себя функцию по развитию внутреннего туризма: будут аккумулировать информацию касательно организации культурных, спортивных мероприятий и не только. Плюс в том, что информацию они смогут предоставить не только по своему району, но и по другим. Это хорошее подспорье для белорусов, желающих комплексно ознакомиться с особенностями регионов.
Хотелось бы также отметить, что в области активно идет развитие маркетинга туруслуг. Регионы разрабатывают свой фирменный стиль, брендируют свои туристические территории. В одном стиле изготавливается и туристическая продукция.
В июне в очередной раз пройдет республиканская туристическая акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся», которая направлена на популяризацию внутреннего туризма. В ней примут участие агроэкоусадьбы, учреждения культуры, образования, объекты питания и проживания, санаторно-курортные учреждения, туристические комплексы, экологические парки, заказники, производственные предприятия, спортивные учреждения и многие другие. В рамках акции белорусам предлагаются бесплатные экскурсии и квесты, дни открытых дверей, мастер-классы, дегустации блюд национальной кухни, презентации услуг.
– А что касается внешнего туризма, каковы прогнозы?
– Сейчас мы работаем на рынках, которые нам предложены. Делаем воркшопы, приглашаем к себе туристические компании, сами участвуем в форумах. Тесно сотрудничаем с регионами Российской Федерации: Астрахань, Псков, Калуга, Волгоград, Самара, Калининград и другими. Они готовы возить к нам своих туристов. В этой части работаем над железнодорожным сообщением со стороны Москвы и Санкт-Петербурга.
Одним из крупных событий этого лета будет проведение II Игр стран СНГ – с 4 по 14 августа. В Гродно пройдут соревнования по двум видам спорта: тяжелой атлетике и хоккею на траве в формате 5 на 5. Мы ожидаем большое число спортсменов и, конечно, еще большее количество болельщиков.
Запланировано много событийных мероприятий. Сейчас каждый район области определил для себя по одному брендовому мероприятию. Они все разные и проходят с успехом. Среди событий гастрономической направленности можно выделить «Ивьевский помидор», каравай-фест «Бацькава булка» в Свислочи, «Павловский каравай» в Слониме. На Зельвенщине любителей активного отдыха будет ждать «Анненский кирмаш». В этом году состоится пивной фестиваль в Лиде. Рассчитываем, что он привлечет беспрецедентное количество гостей.
В нынешнем сезоне будем презентовать для туристических компаний Кревский замок, церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованка Щучинского района, где ведется реконструкция. С нетерпением ждем открытия дворцово-паркового комплекса в Святске. Это привлечет к нам еще большее количество туристов из других регионов Беларуси.
В Гродно, к сожалению, чувствуется нехватка объектов размещения, особенно в летнее время. Всю нагрузку на себя берут индивидуальные средства размещения – квартиры. Поэтому ждем открытия после ремонта гостиниц в Гродно, Сморгони, продолжается строительство двух гостиниц в Новогрудке.
Каждый путешественник сам решает, где лучше провести время, куда отправиться на отдых с семьей. Мы, в свою очередь, делаем все, чтобы приключения были только приятными, а сам отдых – максимально комфортным. Надеемся, что нынешний туристический сезон пройдет на высоте.
КСТАТИ
Экспорт туристических услуг в Гродненской области за прошлый год составил 12,8 миллиона долларов, или 170 процентов.
Гродненская правда